Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Для выполнения этого задания Вам потребуются Административная карта Европейской части РФ и Административная карта Архангельской области
Ответьте на вопросы о Русском Севере:
1. Назовите области и республики, территория которых полностью относится к Русскому Северу (в соответствии с современным территориально-административным делением РФ).
К Русскому Северу относятся Вологодская, Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия, Республика Коми и Ненецкий Автономный Округ.
2. Назовите районы Архангельской области, территория которых в 19 веке относилась к Вологодской губернии.
В 19 веке к Вологодской губернии относились такие районы Архангельской области, как Вельский, Красноборский, Котласский, Ленский.
3. Назовите районы Архангельской области, территория которых в 19 веке относилась к Олонецкой губернии.
К Олонецкой губернии относились Каргопольский и Онежский районы.
4. Через какие районы протекают реки Онега, Пинега, Северная Двина, Мезень? (Районы следует называть в определённом порядке – по течению реки).
Река Пинега протекает через Красноборский, Верхнетоемский, Пинежский районы, а так же по границе Холмогорского и Приморского районов Архангельской области.
Река Онега - через Каргопольский, Плесецский, Онежский.
Река Северная Двина протекает через Котласский, Красноборский, Верхнетоемский, Виноградовский, Онежский, Приморский районы.
Река Мезень - через Лешуконский, Мезенский районы.
Задание 2. Ответьте на вопросы о традиционной обрядовой культуре:
1. К каким праздникам приурочены следующие сельскохозяйственные работы: выгон скота на пастбище, сенокос, начало жатвы? Назовите даты по старому и новому стилю.
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из будней и праздников. Будни были наполнены тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная». Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.
Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах наряжались в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. На сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисовались перед парнями
Сенокос (покос, косьба травы на сено, заготовка сена) — один из наиболее важных периодов в традиционном аграрном календаре славян. В старину у славян косьба сена сопровождалась обрядами. Лучшим временем сенокошения считался период от Петрова дня и до Прокла 12 (25) июля. Русские крестьяне косили сообща, общиной, «всем миром», после чего каждый получал необходимое количество сена.
Жатва — время уборки хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Русские крестьяне чаще называли время уборки хлебов жнитвом. Время жатвы, или жнитва озимых хлебов, приходится на июль, обычно самый жаркий месяц в году. Быть целый день на солнцепёке в такую пору от зари до зари — работа в высшей степени тяжёлая, особенно при снимании хлеба серпом. Поэтому издавна время жатвы называлось народом не просто рабочей порой, как говорили о навозице (вывозке навоза на поля; пахоте под озимое), сенокосе и т. п., а страдой.
Начало жатвы озимых (ржи) было приурочено к Ильину дню (2 августа по новому стилю). В редких случаях упоминают о начале жатвы после праздника «Казанской иконы» (21 июля нового стиля).
2. Приведите примеры культа растений в календарных обрядах. Назовите даты праздников.
Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи). Дерево вербы символизирует весну; считалось, что она передает здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным. Вербу освящают в церкви, хлещут детей и домашний скот (Вербохлёст). Делают как оберег дома кукол-вербниц с веточками вербы в руках, целебными травами и зерном. В Егорьев день веточками вербы выгоняют скот. Хранят ветки вербы весь год над дверью.
В троицких обрядах (через 7 дней после Пасхи) более древние элементы связаны с культом растений. Это в первую очередь внесение в деревню украшенного деревца, чаще всего березки. У севернорусских нередко вносят все дерево целиком, в других районах молодежь несет на голове венки из ветвей березы. Эти венки плетут сперва из березовых ветвей и лишь затем — из цветов. В местах, богатых лесами, венки для русалок плетут из ветвей двух стоящих рядом берез, связав их кроны.
3. Что такое подблюдные песни? Кто, когда и с какой целью исполнял их?
Подблюдные песни - русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику. Наиболее широко распространены на Русском Севере. Подблюдными они назывались по той простой причине, что их пели за столом, на котором находилось блюдо. Их можно назвать еще пением "славы", потому что каждый стих оканчивался припевом "Слава! ".
4. Как определяются даты подвижных праздников народного календаря?
Переходящие праздники (также подвижные, скользящие праздники) — христианские праздники, не имеющие фиксированной календарной даты, в отличие от непереходящих. Даты переходящих праздников зависят от дня празднования Пасхи (т. н. Пасхальный цикл), то есть определяются отдельно для каждого церковного года.
Привнесение церковного времяисчисления в народный (аграрный) календарь привело к тому, что в нём также появились «скользящие» праздники, даты проведения которых зависят от дня празднования Пасхи,например, Масленица, которая в церковном календаре обозначается как «сырная неделя», начинающаяся за 56 дней до Пасхи.
Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи); Вознесение Господне (40-й день после Пасхи); День Святой Троицы, Пятидесятница (50-й день после Пасхи). Также от даты Пасхи зависит начало Великого (за 48 дней до Пасхи) и Петрова поста (через неделю после Троицы).
В названии многих переходящих праздников и памятных дат содержится слово «неделя» (церк.-сл.), которое употребляется как богослужебный термин и означает «воскресенье», «воскресный день».
Даты некоторых переходящих праздников зависят от дня недели непереходящего праздника Рождества Христова (25 декабря (7 января)
5. Назовите свадебные периоды народного календаря. Укажите даты. Чем обусловлено проведение свадеб в эти периоды?
На протяжении многих веков свадебная народная обрядность видоизменялась. Видоизменялись и приметы, связанные с назначением дня свадьбы. Так, в календаре «Дамский мир» за 1912 год были опубликованы по этому поводу предсказания:
в январе — рано овдоветь,
в феврале — жить в согласии с мужем,
в марте — жить на чужой стороне,
в апреле — пользоваться переменчивым счастьем,
в мае — увидеть измену в собственном доме,
в июне — медовый месяц будет продолжаться всю жизнь,
в июле — сохранить о своей жизни кисло-сладкие воспоминания,
в августе — муж будет возлюбленным и другом,
в сентябре — тихая спокойная жизнь,
в октябре — жизнь будет трудной и тяжелой,
в ноябре — жизнь богатая и счастливая,
в декабре — звезды любви будут с каждым годом сиять ярче.
Свадьбы на Руси принято было справлять в пору аграрного затишья: на масленицу или в «бабье лето», когда «и в закрома уложено и поле ухожено». Удачными считались свадьбы на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября н.ст.). Этот праздник пришел на Русь из Византии, став одним из самых почитаемых. Основанием для праздника Покрова было видение Богородицы блаженному Андрею во время всенощного бдения. Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву, которая усердно молилась, затем встала и развернула над молящимися свое блестящее покрывало. Под словом «покров» понимались и покрывало, и покровительство. В быту простой народ увязал день Покрова Пресвятой Богородицы со снежным покровом земли, окончанием сельскохозяйственных работ, сбором последних плодов.Покров — время свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров. Если в день свадьбы на Покров выпадал снег — счастье молодым «Батюшка-покров, покрой мать-сыру землю и меня молоду». «Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает». Суеверное отношение народа к некоторым дням недели и числам нашли отражение в свадебных традициях. Например, считалось, что в среду и пятницу не следует затевать какие-либо свадебные дела, так как эти дни неблагоприятны для брака. Следили и за тем, чтобы день свадьбы не приходился на 13-е число. В то же время нечетные числа 3, 5, 7, 9 в свадьбе играли определенную обрядовую роль и считались счастливыми.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературных источников
1. Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в ХVII – XX вв. – Архангельск, 1997.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб, 1993
3. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногорский район Вологодской об-ласти). – М., 1985
4. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в ХIХ – начале ХХвв.: Этнографические очерки. – Л.,1983
5. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера". – М.: Северный паломник, 2006.
6. Лютикова Н.П. Мезенский костюм : Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века. – Архангельск: Издательско-полиграфическое предприятие Правда Севера. – 2009.
7. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – Л., 1963.
8. Русские / Отв. ред. В.А.Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук.– М.: Наука, 1997.
9. Русский Север: Этническая история и народная культура ХII–ХХвв. – М., 2001.
10. Северный русский народный костюм конца ХIХ – начала ХХ вв.: Комплект из 18 открыток. – М., 1993.
Выполняя контрольную работу, размещайте Ваш ответ сразу после вопроса (вопрос копировать).
Если вы пользуетесь источниками, не указанными в списке литературы, дайте ссылки (внизу страницы или в конце работы).
Дополнительные источники:
1. https://ruzamuseum.ru/news/prazdniki-i-obryady-ruzskogo-kraya-egorev-den-pervyy-vygon-skota
2. https://www.vokrugsveta.ru/quiz/412/
3. http://russian-traditions.ru/category/podvizhnye-prazdniki/
4. https://foma.ru/chto-takoe-perehodyashhij-prazdnik-i-kuda-on-perehodit.html