Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время наибольшее число административных правонарушений выявляется сотрудниками ОВД, так как именно к их компетенции отнесено составление протоколов по самым массовым административно наказуемым нарушениям (в области дорожного движения, а также общественного порядка) при самой большой штатной численности личного состава среди всех юрисдикционных органов.
Изучение практики деятельности полиции показывает, что в большинстве случаев совершение таких правонарушений, влечёт необходимость оперативной и адекватной реакции со стороны сотрудников ОВД,
в том числе в 70 % ситуаций в форме применения некоторых из предусмотренных КоАП РФ мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а именно: доставления, административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортных средств, изъятия вещей и документов, привода. В процессе применения все они достаточно существенно вторгаются в сферу личных прав и свобод граждан.
1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СООТВЕТСТВИИ С КОАП РФ
Принятие КоАП РФ стало завершением процесса демократизации законодательства об административной ответственности и приведение его в соответствие с положениями Конституции РФ .
Процессуальные разделы КоАП Российской Федерации претерпели концептуальные изменения: строгий перечень лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; детальная регламентация поступающих вопросов относительно доказательств по делу об административном правонарушении; точный состав и правовой статус участников разбирательства; этапы .
Самым существенным недостатком, является безграничное усмотрение, предоставляемое должностным лицам административных органов и судьям при рассмотрении и пересмотре дел. Это вызвано недостаточной определенностью норм КоАП РФ, большим количеством оценочных категорий .
КоАП Российской Федерации представляет собой сложный законодательный акт, и при его разработке невозможно было предусмотреть все возможные практические ситуации. Только внедрение положений КоАП РФ с последующим обобщением практики его применения позволило выявить вопросы, требующие дополнений или редакционных разъяснений.
Например, ст. 2.9 Кодекса предусматривает возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности административного правонарушения. Однако КоАП не определяет, какое именно правонарушение следует считать малозначительным. В итоге при схожих обстоятельствах в одном деле правонарушение признается судьей или должностным лицом малозначительным, а в другом – нет. Высшие суды в свое время попытались дать ориентиры нижестоящим судам. Однако, в любом случае все эти категории оценочные и усмотрения не отменяют, а сама необходимость разъяснений говорит лишь о том, что КоАП в этой части недостаточно конкретен.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
а) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе применение мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях;
б) порядка исполнения решений о наложении административных взысканий .
Следовательно, административно-процессуальная деятельность в основном регулируется в федеральном масштабе. При этом соответствующие правила применяются к деятельности такого рода, осуществляемой как во внесудебном (т. е. административном), так и в судебном порядке.
В трактовке принципа равенства перед законом в законодательстве об административных правонарушениях говорится о лице, привлекаемом к административной ответственности (которым может оказаться не только физическое, но и юридическое лицо) и лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ). Таким образом, сфера действия принципа равенства перед законом в КоАП РФ, по сравнению с Конституцией РФ, расширена.
Применительно к административной ответственности названный принцип означает, что равенство перед законом – это равное применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам, должностным и юридическим лицам. Это означает не только предоставление прав, их реализацию, но и возложение обязанностей, возможность применения и назначения наказания в соответствии с законодательными актами, регулирующими осуществление административной ответственности.
Весь процесс производства по делам об административных правонарушениях имеет несколько процессуальных стадий. Под стадиями производства понимается комплекс взаимосвязанных административно-исполнительных действий, следующих в строгой последовательности одно за другим, необходимых и достаточных для принятия определенного юридически значимого акта (решения) по делу. Вся процедура по делам об административных правонарушениях включает в себя четыре стадии, которым в КоАП РФ специально посвящены отдельные главы: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29 КоАП РФ); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ); исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31, 32 КоАП РФ).
2. ПОНЯТИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ПРОИЗВОДСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях подразумевает под собой ограничение прав и свобод граждан, которая обеспечивается принудительной силой государства в лице ее уполномоченных органов власти в установленном порядке для достижения целей производства об административных правонарушениях.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются начальным звеном в пресечении административного правонарушения, именно с мер начинается производство по делам об административном правонарушении .
Также меры возможно применять на протяжении всего производства по делу об административном правонарушении, что в свою очередь присваивает им одну из важнейших ролей в административном судопроизводстве.
Как и любой вид мер принуждения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеют свои цели принуждения:
1. Установление личности нарушителя, данная цель состоит в процессе проверки личности потенциального нарушителя на основании его паспорта либо документов, заменяющих его.
2. Составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.
3. Обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
4. Исполнение принятого решения по делу об административном правонарушении.
Таким образом, цели мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, закреплены на государственном уровне и носят комплексный характер, так как цели сопоставляются с конкретной мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
На основании статьи 27.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации выделяются 13 мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении.
Первой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении является доставление. Доставление как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении заключается в принудительном препровождение лица целях составления протокола и осуществляется лишь в случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения.
Второй мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении является административное задержание. Административное задержание подразумевает под собой кратковременное ограничение свободы лица. Оно применяется только в исключительных случаях, когда в наличии имеются достаточные данные, которые указывают на наличии состава административного правонарушения.
Третьей мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. Досмотр подразумевает под собой обследование вещей без нарушения их целостности с целью обнаружения орудия или предмета совершения административного правонарушения. Осмотр же проводится лишь зрительно или с помощью применения технически средств, что позволяет произвести общее исследование места происшествия.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОВД ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Вопросы обеспечения законности занимали и занимают немаловажное место в деятельности современных сотрудников полиции, которые выполняют свои задачи и функции, поставленные перед ними законом. При этом государственное принуждение, а также любое ограничение прав и свобод отдельного гражданина, организаций и общественных объединений, должностных лиц органов государства может иметь место только по закрепленным в федеральных законах основаниям.
Кодекс об административных правонарушениях РФ в главе 27 предусматривает особые меры принудительного воздействия на граждан РФ, которые обязаны подчиниться требованиям полицейского или другого уполномоченного лица. К ним относятся медицинское освидетельствование на алкогольное состояние, административное задержание и доставление.
Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, регламентируемое статьями 27.12. и 27.12.1 КоАП РФ, является, пожалуй, самой популярной обеспечительной мерой по административному производству. При организации и проведении данной процедуры уполномоченное лицо соблюдает конституционный принцип законности, который реализуется как при применении этой меры, так и процедуре ее проведения. Нарушенный алгоритм проведения данной процедуры может повлечь за собой исключение полученных доказательств и признание их недопустимыми. Кроме того, проведенная с нарушением закона обеспечительная мера в виде освидетельствования на состояние опьянения может быть признана незаконной согласно статье 1.6 части 1 КоАП РФ.
По мнению А.Ю. Соколова, в правоприменительной практике нередки случаи, когда сотрудники полиции или медицинские работники нарушали порядок проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. В результате административное производство в отношении нетрезвого водителя прекращалось за отсутствием состава административного правонарушения . В некоторых случаях сотрудники ГИБДД направляют водителя на проверку медицинского освидетельствования вмедицинский пункт, хотя эта процедура могла быть проведена ими на месте.
Отметим, что согласно правилам проведения медицинского освидетельствования, на содержание алкоголя в крови исследование проводится в соответствии с установленной процедурой, при которой результаты заносятся в акт освидетельствования независимо от результата: отрицательного либо положительного.
Примеры из судебной практики свидетельствуют, что нередко алкотестер показывает отсутствие паров алкоголя, а при исследовании биологической среды следы алкоголя обнаруживаются. Согласно Правилам порядка проведения медицинского освидетельствования, химико-токсикологическое исследование в данном случае не должно проводиться . Проанализировав материалы административного дела, Верховный суд Российской Федерации отменил Постановление об административном правонарушении, которое предусматривает статья 12.8 части 1 КоАП РФ, поскольку состав административного правонарушения в данном случае отсутствует .
Еще одной обеспечительной мерой в делах об административных правонарушениях является административное задержание, суть которого заключается в том, что гражданин кратковременно ограничивается в свободном передвижении. Это делается для того, чтобы обеспечить должным образом рассмотрение административного дела, а затем и исполнение административного постановления в связи с совершенным правонарушением. Однако надо сказать, что в понятие определения административное задержание не входит долгосрочное ограничение свободы виновного лица. Правовой статус задержанного в связи с административным правонарушением означает лишь кратковременное лишение свободы его передвижения в связи с содержанием в специальном помещении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в следующих целях: пресечение правонарушения; установление личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.
Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет важное процессуальное значение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020.
2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 (I часть), 24.12.2001, ст. 4921.
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 1, (часть I), 07.01.2002, ст. 1.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2021) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011, ст. 900.
5. Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (ред. от 25.03.2019) «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 № 41390) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.03.2021)
Материалы судебной практики
6. Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2016 № 306-ЭС16-3858 по делу № А55-28556/2014 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.03.2021)
7. Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2017 № 308-ЭС17-454 по делу № А53-31007/2015 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.03.2021)
Учебная литература
8. Агапов А.Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. – М.: Юрайт, 2019. – 472 с.
9. Волков А.М. Административное право России. Учебник. – М.: Проспект, 2019. – 328 с.
10. Гречина Л.А. Административное право РФ. Курс лекций. – М.: РГ-Пресс, 2018. – 112 с.
11. Деменкова Н.Г. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. – М.: Проспект, 2019. – 112 с.
12. Зубач А.В. Административное право. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 530 с.
13. Иванов Д.В. Административное право Российской Федерации. – М.: Издательский дом Университета «Синергия», 2020. – 320 с.
14. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. А.П. Алехин – М.: Зерцало, 2020. – 256 с.
15. Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. А.Ю. Соколов– М.: Инфра-М, Норма, 2016. – 352 с.