Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На формирование современного культурного человека влияют различные жанры и стили музыки, причем, влияют по-разному. Жанровое разнообразие – результат исторической эволюции музыки. Будучи выразителем социальной функции, жанр тем самым служит важной связью музыки с жизнью человека. Музыка, как и другие виды искусств, развивает в человеке художественное и духовное начало. Общение с музыкой, совершенствуя духовную организацию бытия, повышает его общую эмоциональность.
Актуальность данного исследования в необходимости возрождения духовности и воспитания хорошего музыкального вкуса, повышения нравственного уровня современного общества на фоне негативного влияния СМИ и тревожной политической обстановки.
Цель данной работы – исследование освоения духовной музыки христианской традиции будущими учителями в контексте изучения истории музыкального образования.
Задачи работы:
рассмотрение истории музыкального образования;
изучение духовной музыки мировых религий;
анализ воспитательного потенциала музыкального искусства христианской традиции в духовном становлении личности будущего учителя музыки.
Объектом исследования является духовная музыка христианской традиции.
Предметом исследования является музыкальное образование.
Структура данной работы представлена в виде введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
1 История музыкального образования
Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования. В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.
В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика. Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.
Наряду с первыми консерваториями, в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах. Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами. РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространённые ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения. Многие выдающиеся музыканты покинули страну [2, С. 41].
Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях, поддерживающих высокий уровень обучения. Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России. Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую – училища, и третью, высшую – консерватории.
Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одаренным детям.
К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности. Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние). Поступить в музыкальную школу может каждый ребенок при успешном прохождении предварительных испытаний – подробнее об этом читайте в посте «Как поступить в музыкальную школу».
Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе. По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте – «Как поступить в музыкальное училище». Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта [7, С. 55].
2 Православная музыка как часть отечественной музыкальной культуры
В России, как и в других странах, музыкальная культура развивалась и развивается по 3-м основным направлениям: религиозно-духовная, народная музыка и профессиональное светское композиторское творчество. Религиозно-духовная культура всегда являлась и является частью жизни
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бархаев, Б.П. Музыкальное преподавание: к изучению дисциплины / Б. П. Бархаев. - СПб.: Питер, 2018. - 444 с.
2. Габай, Т.В. История музыкального образования: Учеб. для студ. вузов / Т. В. Габай. - М.: AcademiA, 2015. - 240 с.
3. Молодцова, Н.Г.Практикум по педагогической психологии: практикум / Н. Г. Молодцова. - СПб. : Питер , 2019. - 207 с.
4. Петерс, В.А.Христианское музыкальное образование: Учеб. пособие / В. А. Петерс. - М.: Лига, 2018. - 128 с.
5. Рогов, Е.И. Настольная книга учителя музыки: Учеб. пособие: / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. - 383 с.
6. Сорокоумова, Е.А. Моя профессия – учитель музыки: учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. - СПб. : Питер , 2018. - 208 с.
7. Тестируем учителей музыкального образования / сост. Т. Г. Макеева. - 5-е изд., стер. - Ростов н/Д. : Феникс, 2016. - 349 с.