Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вторая половина XVI века – это время масштабных изменений и настоящих революций для Русского государства. Традиционный уклад подвергается строгой критике. Иван Грозный проводит кардинальные перемены. Тем не менее, основной итог внутренней политики Ивана Грозного – это укрепление государства. Политика централизации власти имела и плюсы, и минусы. Главным стало введение титула царя и объявление России царством. Тем самым, укреплялась власть центра и останавливалась феодальная раздробленность земель. Опричнина также входила в структуру схемы укрепления власти царя. В XVI веке также прошло и другое важное событие – в Москве учреждается Патриаршество. До этого момента духовенство Руси сильно зависело от Патриарха Константинополя.
Первым Патриархом Москвы стал Иов. По замыслу мыслителей Руси, Москва должна была считаться «Третьим Римом» - средоточием христианского мира православия после «вечного города» Рима («Первого Рима») и Константинополя («Второго Рима»).
1 Идеологема «Москва - третий Рим»: значение
Идеологема «Москва - Третий Рим» как самобытный религиозно легитимизированный сегмент российского самосознания и миропонимания и исходный принцип русской историософии традиционно является основой для разработки национальной идеи, которая актуализируется в начале XXI века. в великодержавном контексте.
Идеологема «Москва – Третий Рим» активно используется российскими государственными деятелями и иерархами Русской православной церкви для оформления современного миссионерского видения неоимперского курса Российской Федерации в контексте «осовремененной» ее версии – концепте «Русский мир» .
Немало работ философов, богословов, историков, филологов и публицистов посвящены исследованию идеологемы «Москва – Третий Рим». Однако, лишь у немногих из них непосредственно рассматриваются источники формирования, процессы оформления и трансформации этой идеи, ее влияния на политическую, социально-экономическую жизнь и духовное развитие России.
Религиоведческо-философское рассмотрение идеологемы «Москва – Третий Рим» невозможно без подробного анализа ее исследований в отечественной и зарубежной науке. Для основательного и полноценного анализа научного наследия об особенностях возникновения и формирования указанной идеологемы, следует разделить источники на две группы: философско-богословские и историко-филологические.
Б. А. Успенский отмечает, что идеологема «Москва – Третий Рим» предстает синтез космологического и исторического сознания. Историческое сознание предполагает причинно-следственную связь между событиями. Событие, которое произошло, является следствием события, что ему предшествовало. Строится цепочка событий, однако, нет постоянного обращения к первопричине всего. Космологическое сознание соотносит событие с первособытием, которое никуда не исчезает, а является постоянно актуальным во времени. То есть, первособытие только воспроизводится и повторяется на разных стадиях. В жизни человека эти два сознания присутствуют из-за сочетания индивидуального и коллективного.
Космологический аспект акцентирован в идеи, что «Третий Рим» является последним царством на свете. После него может быть только Царство Божие. Таким образом, Константинополь как «Новый Рим» во главе с Константином воплощается в Москве с ее православным царем. Отсутствует разделение во времени: вечное христианское царство проявляет себя в разных ипостасях на разных циклах. Однако, оно остается неизменным, ведь есть настоящим. Исторический аспект реализуется через создание цепочки событий: Флорентийская уния – падение Константинополя – освобождение от татарского ига – провозглашение Московского царства .
Как ни бы парадоксально это ни звучало, но данная концепция была рождена не благодаря обществу ученых умов приближенных к князю Василию III, а монаху, а по некоторым источникам настоятелю, Спасо-Елеазарова монастыря села Елизарово Псковского района Филофею, в его послании, адресованном князю, речь в котором шла о важности сохранения нравственного и духовного состояния православной Руси и о роли Правителя в процессах их укрепления.
О самом Филофее известно немногое. Из сохранившихся записей о нем известно, что он постоянно проживал в монастыре и был образован. В своем Послании к князю Василию, он подчеркивал династическое родословие русских князей и императоров Византийской империи, акцентируя внимание князя, что правление его должно осуществляться согласно заповедям, которые были установлены еще его великими прадедами, среди которых он называл «великого Константина… Блаженного святого Владимира и великого и Богоизбранного Ярослава», добавляя в конце: - «их же корень до тебе».
2 Влияние идеологии «Москва-третий Рим» на общественную и политическую жизнь Руси конца XV-XVI веков
Если говорить про период XV—XVII вв. в России, то главной характеристикой его является взаимосвязь процессов развития централизованного государства. Так, с одной стороны, создается единая территория государства при помощи объединения земель русских. С другой стороны, укрепляется политическая система и власть царя. В состав российского государства стали входить новые территории, которые теперь были объектом освоения хозяйства и крестьянства. Теперь благосостояние базировалась на земледелии (как, впрочем, и всегда). Земледельческий труд формировал богатство в обществе, позволял государству извлекать все больше материальных и демографических ресурсов для своей нормальной работы. Приоритетными направлениями развития государственной политики были связаны с темой землевладения и сословием крестьян.
3 Реализация доктрины «Москва-третий Рим» при Иване Грозном
Правление Ивана Грозного является временем сложных решений и неоднозначно интерпретируемых событий.
Иван Грозный провел реформы, которые также изменили роль и масштабы России на международном уровне.
Введение нового Судебника, проведение Земского собора, создание новых Приказов, изменение системы налогообложения, ослабление влияния монастырей и лишение их части льгот, денежные преобразования – сложно даже представить масштабы затеянных царем изменений в системе управления государством.
Довольно успешно проведена и военная реформа, которая обеспечивала успех русскому войску. Именно благодаря улучшению вооружения, изменению системы снабжения, введению нового рода войск – стрелецких – и были укреплены и расширены границы государства.
Завоевание Астрахани и Казани, ликвидация угрозы со стороны крымского хана, покорение Сибири – все это увеличивало границы территории России практически в два раза, приблизив их к современным границам России.
16 января 1547 г. Иван IV венчался на царство и принял титул «царь и великий князь всея Руси». В историографии правление Ивана IV принято делить на два условных периода: первый период с 1547 – 1565 характеризуется периодом реформ, второй период с 1565 – 1584 гг. периодом реакции. При государе верховным органом власти выступала Боярская Дума, в которую входили прежде всего представители знатных родов. Однако данный орган имел только совещательные функции.
Под влиянием произошедших событий из Боярской Думы выделился круг советников царя, которые понимали необходимость проведения реформ, отвечавших требованиям общества. В научной литературе такой круг приближенных получил название «Избранная Рада».
Постепенно государев двор пополняется верхами формирующегося дворянского сословия, а права родовитого боярства всё больше ограничиваются.
В феврале 1549 г. был созван первый Земский Собор – высший сословно-представительный орган. Созывался он царём на два дня для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Земский Собор, новый Судебник, принятый в 1551 г., земская реформа 1555-1556 гг. и др. реформы учитывали интересы различных слоев населения .
Наряду с данными реформами царь продолжал укреплять органы центрального управления. Таким образом, мы можем наблюдать постепенное формирование сословно-представительной монархии. Второй период характеризуется прежде всего борьбой Ивана IV с узкой группой княжеских и боярских родов, которые занимали высокие должности при дворе и существенно ограничивали власть царя. С 1565 по 1572 гг. длился период опричнины. После её отмены в 1575 г. царь ещё раз разделил страну на два удела – на царский «двор» и земщину. Главными итогами второго периода стало ослабление влияния титулованного московского боярства и усиление зависимости дворянства от государственной власти, а также установление неограниченной власти самого царя
В XVI столетии Москва являлась самым крупным в Русском государстве ремесленным и производственным центром. В Москве работали крупные производства - Оружейная палата, Пушечный двор и Суконный двор.
Во второй половине XVI в. Москва являлась крупнейшим торговым центром. В Москве существовало огромное количество торговых рядов, главная площадь была территории Китай-города. До сегодняшнего момента сохранились сведения о товарах, которые можно было приобрести на рынках Москвы. Это были хлеб, калачи, рыба, ветчина, мед, квас, капуста, лук, чеснок. Из непродовольственных товаров были сапоги, предметы одежды, сукно, меха. Если у человека было достаточно средств, он покупал многое.
Рынок Москвы был центром торговой и ремесленной деятельности всего города. К рынку вели все центральные городские улицы: Никольская, Ильинка, Варварка. На этих улицах часто стояли лавки и дворы, где останавливались приезжие.
В столице можно было приобрести не только продукцию местного производства, но и зарубежную. Например, продавались персидские ковры, персидские шелка. О том, что в Москву часто приезжали гости из других государств, говорит наличие Английского двора в Китай-городе, который принадлежал купцам из Англии. Помимо гостей из Англии, также Москва была тесно связано с Турцией и Грецией.
Власти города прилагали усилия для того, чтобы торговая сфера в Москве принимала организованный вид. Ряды имели свои названия (по той продукции, которую предлагали): Тележный ряд, Коробейный ряд, Свечной ряд и многие другие.
4 Влияние идеологии «Москва-третий Рим» на общественную и политическую жизнь Руси XVII-XVIII вв
К XVII веку, ко времени прихода к власти Алексея Михайловича, концепция «Москва-третий Рим» стала автономной, с точки зрения политического понимания. Концепция стала трансформироваться в официальную геополитическую теорию Кремля.
Россия стала рассматриваться как не только страна, хранящее древние основы. Теперь государство стало законным покровителем и защитником всех христиан .
По мере того, как в государстве укреплялось самодержавие, учение о Москве как о Третьем Риме из консолидационного фактора общества стало превращаться в охранительную и устойчивую силу. И это, во многом, сыграло плохую шутку в церковном расколе XVII века, что переросло в трагедию для российских людей.
Во время этого раскола концепция Москвы как Третьего Рима последний раз отражалась обществом в своем первоначальном виде. А послания старца Филофея более всего можно было наблюдать с литературе прежних лет.
Правительство и церковь стали официальными поборниками включения государства в международный процесс. Но общество оставалось на позиции верности прежним традициям.
В основе раскола лежало мнение о том, что русское царство не является истинным православным. Раскольники увидели измену в церкви и государстве, они перестали верить в том, что царская власть может быть священной в России. Понимание богооставленности царя являлось основным движущим мотивом раскола.
Русь прежняя в ожидании антихриста стала утверждаться в своей идее самобытности, а официальная церковь подпала под политическую власть светскости московских правителей. И концепция «Москва-Третий Рим» на какое-то время оказалась стагнированной .
Какое-то время спустя тема русского мессианства становится новой формой и начинает развиваться в другой парадигме – в структуре построений философии. Сквозной же темой становится тема отношения Росси к Западу в связи с поисками своих путей в истории в целом.
Концепция «Москва-третий Рим» теперь развивается автономно и начинает обрастать новыми концепциями, смещаясь в сторону аргументации начальных установок. Теперь она получает дополнительные обоснования и новые понимания связанных с ней идей провиденциализма.
Заключение
Итак, можно утверждать, что идеологема «Москва – Третий Рим» занимает важное место в российский историософии, поскольку позволяет на основе библейской истории создать национальный вариант исторического развития, претендующий на универсальность и вневременность. Этот вариант определяет место России в мире и возлагает на нее особую миссию. Важной характеристикой является синтез мессианства и миссии, который потенциально заложен в идеях Филофея. Именно поэтому в процессе исследования идеологемы «Москва – Третий Рим» важным является изучение вопроса о ее истоках и предпосылках зарождения, эсхатологически-месийного содержания и миссионерской реализации через призму государственно-церковных отношений в России.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алхименков М. А., Третий Рим и Град на холме : духовнополитическое соперничество России и США // Москва. — 2017. — № 1. — С. 135-146
2) Воейков Е. В. История. Россия IX в. – 1850-е гг. Пенза: Изд-во ГУМНИЦ ПГУ, 2019
3) Володихин Д. М. Иван IV Грозный. - М., 2010
4) Гардзанити М., Периодизация литературы допетровской эпохи и конец Средневековья в России // Известия РАН, Серия литературы и языка. — 2019. — Т. 78, № 3. — С. 5-13.
5) Гзгзян Д., Русь решила стать преемницей Византии с чужой подсказки // Огонек. — 2013. — № 20. — С. 32
6) Державина О.А. Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник» // Временник Ивана Тимофеева. M.; 1951
7) Ионайтис О. Б., Философия истории в средневековой Руси (XI-XVII вв.) : лекция // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2013. — № 3 (118). — С. 196-211.
8) Исаченко Т. А., Московия XVII века – «благочестивое царство последних времен» // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2014. — № 2 (март-апрель). — С. 112-117
9) Жития русских святых. Патриаршее подворье Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе. М.: Сибирская благозвонница, 2003
10) Клименко А. Н., Геополитическая миссия Русской православной церкви // Обозреватель. — 2013. — № 12. — С. 73-79.
11) Москва: Энциклопедия / Гл. ред. С.О. Шмидт. Сост.: М.И. Андреев, В.М. Карев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997
12) Пушкарев Л.Н. Повесть о зачале Москвы // Материалы по истории СССР. М., 1955
13) Ранчин А., К истолкованию теории «Москва – Третий Рим» в русской культуре Нового времени // Россия XXI. — 2012. — № 6. — С. 26-57
14) Розанов В.В. В темных религиозных лучах. 1994г.
15) Сиземская И. Н., «Москва - третий Рим»: у истоков русской философии истории // Философия и культура. — 2013. — № 1 (61). — С. 60-68.
16) Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.
17) Соболева Н. А., Трансформация идеи Москва - Третий Рим в XVII в. // Вопросы истории. — 2012. — № 7. — С. 146-151.
18) Соловьев В.С. Византизм и Россия, 2001г.
19) Шамбаров В., Русь патриархальная // Свой. — 2019. — № 2/3. — С. 3-7
20) Шилов В. В., Пятая национальная идея России: миф или реальность? // Власть. — 2016. — № 8. — С. 117-121