Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При характеристике особенностей развития философской мысли в России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова "Польза философии не доказана, а вред возможен".
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков и ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность, поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизмом и не откликался бы на животрепещущие проблемы.
С другой стороны - эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующую роль и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их "прогрессивности" или "реакционности", "полезности" или "бесполезности" для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность.
При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического западноевропейского и восточного, византийского, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии. соловьев философия русский материализм
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.
Далее мы более подробно поговорим об основных этапах развития философской мысли.
Философия в России: традиции и особенности русской,
советской и российской философии.
Истоки отечественной философской мысли восходят к тем далеким временам, когда на Руси вместе с христианской религией пришли письменность и литературное наследие Античности.
Русское мировосприятие отличалось целостностью: личность не противопоставлялась коллективу, церковная власть — государственной, вера — разуму. В определенной мере такое мировоззрение было характерно для Византийской империи, откуда на Русь пришли христианство и письменность, но в российских условиях оно получило дальнейшее развитие и определило особенности русской общественной и философской мысли на протяжении многих столетий. В силу отмеченных особенностей отечественной культуры философия на Руси долго не складывалась в отдельную, самостоятельную форму знания. Философские идеи фактически были рассыпаны в летописях, разного рода богословских и морально-назидательных сочи- нениях.
Русская философия как составная часть национальной культуры стала развиваться в конце XVIII — начале XIX в., когда русское государство уже имело тысячелетнюю историю. Начало последовательного развития философской мысли восходит к тому времени XIX в., когда русское общество уже пережило период увлечения идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Впервые вопрос об исторической миссии православия, народа, государства поставил П.Я. Чаадаев в своих «Философических письмах» (1836). Оценка Чаадаевым вклада России в мировую культуру в целом была отрицательна, что вызвало бурную полемику в русской общественной мысли и положило начало двум философским течениям: западничеству и славянофильству.
Славянофилы подчеркивали негативные черты западного рационализма, выдвигали идеал «цельного знания», гармонически сочетающего веру и знание. В воззрениях славянофилов важное место занимает понятие соборности. Это понятие в узком смысле слова подразумевает коллективный характер религиозных догматов, которые формулируются и хранятся не отдельными представителями церковной иерархии, а соборным, т.е. общим, сознанием всех членов церкви. В более широком смысле соборность означает такой принцип общественной жизни, который гармонизирует интересы отдельной личности и социальной группы, общества в целом. Соборность как принцип общественной жизни, гармонично сочетающий свободу личности и интересы общества на основе любви, славянофилы противопоставили западному индивидуализму, который, по их мнению, пагубен для нормального функционирования общества. Сторонники линии Чаадаева образовали лагерь западников. Они полагали, что Россия должна идти путем западных стран, максимально используя их опыт, фактически копируя его. Борьба линий западничества и славянофильства составила центральное ядро русской философии и общественно-политической мысли. В своеобразной форме она продолжается до сих пор.
Чаадаев попытался философски истолковать особенности русского исторического процесса, сопоставив их с общим ходом мирового развития, и обозначить возможные пути дальнейшей эволюции страны. Чаадаев рассматривал самосознание в качестве высшей формы развития сознания. Этой формы может достичь как отдельный человек, так и определенный народ, человечество в целом. В самосознании человек или народ на основе развивающихся знаний об окружающем мире выделяет себя из этого мира и соотносит свое существование с природными и общественными процессами.
В целом обществознание, по его мнению, заметно отстает от естествознания, и если XVIII в. ознаменовался значительными достижениями естественных наук, то исторической науке еще предстоит совершить серьезное ускорение. Социальное познание не должно ограничиваться описанием исторического объекта, а углубляться в постижение его сущности. Этот единственно правильный, по мнению философа, путь познания позволяет обнаружить идею или принцип связи следующих друг за другом фактов.
Важнейшее звено- философской системы Чаадаева — философия истории. Блестящая осведомленность мыслителя в философских вопросах служила главной цели — выявлению логики исторического развития человечества, обозначению места и роли России в этом поступательном движении и освещению ее ближайшего и отдаленного будущего.
Попытка осуществить анализ исторических событий с учетом интересов порабощенных крестьянских масс России была серьезным приобретением русской общественной мысли и действительно способствовала обогащению национального исторического самосознания. «Критическое» изучение русской истории привело Чаадаева, как Радищева и декабристов, к пониманию и осмыслению разительного контраста между просвещенной динамичной Европой и погрязшей в отсталости и дикости крепостничества монархической Россией. Еще более значительным, по мнению Чаадаева, был разрыв в отношении развития личности. Энергичное разоблачение реакционной деятельности русского православия, как и обличение крепостного права, принадлежит к самым сильным сторонам социально-исторической доктрины «басманного философа», оказавшей заметное, хотя и неоднозначное, воздействие на общественное сознание России.
Движение славянофилов, яркими представителями которого были И.В. Киреевский, A.C. Хомяков, К.С. Аксаков, в противовес Чаадаеву, утверждало, что Западная Европа вследствие распространения неверия, индивидуализма и чрезмерного рационализма находится в кризисном состоянии. Россия же сохранила верность христианским традициям, которые благотворны для развития общественной и культурной жизни. В мировоззрении Киреевского религия, мистицизм сочетались с горячей любовью к России и верой в ее великое назначение.
В сравнении с мелочным западным рационализмом он увидел достоинство русского ума и характера — цельность. Киреевский не признавал отвлеченной логической способности (разума) за единственный орган разумения истины. На высокой стадии нравственного развития разум поднимается до уровня «духовного зрения», без которого невозможно объять истину Божественную. Киреевский верил, что посредством объединения в одно гармоническое целое всех духовных сил (разума, чувства, эстетического смысла, любви, совести, бескорыстного стремления к истине) человек приобретает способность к мистической интуиции и созерцанию. Вера такого человека является не верой во внешний авторитет, в букву написанного откровения, а верой в «живое и цельное зрение ума». Истоки такой философии Киреевский находит в сочинениях отцов Восточной церкви, в их способе мышления и безмятежности, «внутренней цельности духа». Киреевский подчеркивает, что культура русского народа находилась на особенно высоком уровне развития в XII—XIII вв.
Основная черта древнерусской образованности — цельность и разумность. Западная же образованность построена на принципах рационализма и дуализма. Это различие видно из многочисленных фактов. Если на Западе можно наблюдать раздвоение духа, науки, государства, классов, семейных прав и обязанностей, то в России — стремление к цельности бытия, «постоянную память об отношении всего временного к вечному и человеческого — к Божественному». Идеал общественного порядка Киреевский видел в общине, а «отличительный тип русского взгляда на всякий порядок — в совмещении личной самостоятельности с цельностью общего порядка». Цельность общества, сочетающего личную свободу и индивидуальные особенности граждан, возможна только при условии свободного подчинения отдельных личностей абсолютным целостностям и при их свободном творчестве, основанном на любви к церкви, своему народу, своему государству.
Хомяков, так же как и Киреевский, утверждал, что русская культура была вызвана к жизни идеалами разумности и цельности. Истина бытия является объектом веры. Только там, где достигается гармония веры и рассудка, имеется «всецелый разум». Под словом «вера» Хомяков подразумевал интуицию, т. е. способность непосредственного понимания действительной жизненной реальности. Наиболее ценные и плодотворные мысли Хомякова содержатся в его учении о соборности, в котором утверждается естественность сочетания свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Принцип соборности, согласно Хомякову, означает, что ни патриарх, имеющий верховную власть, ни духовенство, ни даже Вселенский собор не являются абсолютными носителями истины. Таким носителем является только Церковь. Основной принцип Православной церкви заключается в свободном единстве в деле совместного понимания нравственности и свободного отыскания пути к спасению и пути к истине. Католицизм и протестантизм отошли от основных принципов Церкви, поэтому Хомяков не применяет к ним термин «церковь», а говорит о романизме, папизме, протестантстве и т.д. Человека Хомяков понимал как существо ограниченное, наделенное рациональной волей и нравственной свободой, которая означает свободу выбора между любовью к Богу и себялюбием, т. е. между праведностью и грехом. Хомяков подчеркивает важность неразрывного единства любви и свободы. Христианство — это философия любви, и в силу этого оно предполагает свободу.
Осуществление идеалов христианства в процессе исторического развития Западной Европы задержано рациональным искажением и гордым чванством. Россия приняла от Византии христианство в его «чистоте и целостности», свободное от одностороннего рационализма. Отсюда — смиренность русского народа, его набожность и любовь к идеалам святости, склонность к общественной организации в форме деревенской общины, основанной на взаимопомощи. Идеал гуманности лежит в основе славянской психологии. Все это дает основание полагать, что Россия пойдет дальше Европы в вопросах достижения общей справедливости.
Учение самого яркого представителя неославянофильства — К.Н.Леонтьева опирается на оригинальную трактовку прогресса. По мнению Леонтьева, всякое развитие представляет собой триединый процесс: первоначальной простоты, цветущего объединения и сложности, вторичного смесительного упрощения. На этапе смесительного упрощения выявляются признаки гниения, распада. Они характеризуются прежде всего утратой особенностей, отличавших данный объект от всего подобного, что приводит их к внутреннему равенству, большему однообразию состава. В результате происходит утрата прежних морфологических очертаний: все сливается. Это принимают нередко за прогресс, хотя в действительности имеет место обыкновенное разложение, переход в «неорганическую нирвану. Леонтьев отрицает «культурное славянофильство», которое может лишь усилить «разрушительное действие либерального европеизма на русское общество».
Отношение Леонтьева к Западу не было однозначным. Он решительно отвергал буржуазный либерализм и демократизм, их политические институты — конституции, всеобщее избирательное право, призывы к равенству, уходящие своими истоками к трансформированным идеям Великой французской революции, а также массовое проявление освободительных тенденций — будь то организованное рабочее движение, революционно-демократическая борьба интеллигенции, анархизм. Глубокая ненависть к современному «гнилому» Западу сочеталась у него с восхищением традициями монархизма, феодализма, аристократизма. Отдавая предпочтение традициям средневековой Европы, он идеализирует мир рыцарства, противопоставляет две идеологии: консервативную («охранительную») и либеральную («прогрессивную»). Смысл либеральной европейской идеологии Леонтьев связывал с понятием «эвдемонического прогресса».
Леонтьев ищет различные варианты спасения России от гибельных, по его убеждению, начал буржуазности. Смысл своей «охранительной программы» Леонтьев видел в ориентации социальной и культурной политики России на феодальную структуру — благодетельную, в его понимании, модель гармонического социального бытия. Россия, по мнению Леонтьева, — это особый мир, нё нашедший еще себе Своеобразного стиля культурной государственности.
Руководствуясь культурологическими схемами Н.Я. Данилевского, который в книге «Россия и Европа» возвел славянство на уровень самобытной цивилизации, Леонтьев разработал концепцию «русскоговизантизма». Византийские основы древнерусской культуры оказали благотворное влияние на формирование национальной традиции. «Византизм организовал нас, система византийских идей создала величие наше, сопрягаясь с нашими патриархальными, простыми началами». Именно византизм определял в прошлом и призван определять в будущем пути развития России. В качестве основных компонентов византизма Леонтьев выделял самодержавие, православие, идеал аскезы. Евразийство — историософское течение, оформившееся в начале XX в. под влиянием неославянофилов.
Оригинальность русской культуры и государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских элементов) определяет национально-государственную программу России и ее особый исторический путь, не совпадающий с западноевропейским. Русский народ нельзя относить ни к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к самобытной этнической общности — Евразии. Восточную ориентацию России евразийцы подчеркивали прежде всего в геополитической сфере, не распространяя ее на религию. Здесь они оставались людьми, признающими только Православную церковь. Евразийцы «объединились на общем мироощущении» в Софии, ставшей одним из первых центров эмиграции. Революция, в которой молодые мыслители увидели закономерный итог 200-летней европеизации страны, и последующие тяготы беженства сыграли важную роль в формировании главной идеи объединения, дающей ясные ориентиры спасения в «исходе к Востоку