Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена особой ролью сферы образования в современном мире, теми функциями, которые она выполняет, и проблемами тех социальных групп, которые задействованы в этой сфере.
В настоящее время в России в сфере образования сохраняется тенденция роста числа учащихся, которая носит устойчивый характер и будет сохраняться в среднесрочной перспективе. Наряду с увеличением обучающихся несколько увеличивается численность педагогического персонала (учителя, психологи, социальные педагоги и т.д.).
Данные официальной статистики в сфере образования свидетельствуют о тенденции увеличения числа образовательных учреждений высшего образования. В частности, за период с 1990 г. по 2016 г. общее число образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации возросло на 74,3%. Численность студентов в них увеличилась на 68,8%. Число студентов, обучавшихся на очных отделениях увеличилось на 44,4%, на очно-заочных – сократилось на 48%, на заочных – возросло в 2,5 раза. Максимальное число студентов высших учебных заведений приходилось на период с 2005 по 2011 гг., а число высших учебных заведений в стране было наибольшим в период с 2005 по 2012 г. .
1.Образование как социальный институт
Образование – один из самых старых социальных институтов, функции которого (экономические, политические, социальные, культурные) чрезвычайно разнообразны .
Социальный институт образования реализуется в пространстве и времени, это единство можно обозначить понятием «сфера образования», определяющееся рядом компонентов: «во-первых, это функции образования, во-вторых, концепции образования, принятые в данное конкретное время, в-третьих, организационная структура и структура управления, в-четвертых, это инфраструктура сферы образования, в-пятых, это социальные группы, участвующие в процессе образования» .
Поскольку сфера образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, безусловно необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия.
Базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими взаимодействие субъектов в сфере образования, являются: Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Гражданский кодекс РФ и ряд других.
Конституция РФ в качестве основного закона государства устанавливает принципы, которые служат фундаментом для выработки и реализации государственной политики в сфере образования. В частности ст. 43 Конституции РФ провозглашает: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» .
Федеральный закон «Об образовании в РФ» устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Согласно ч. 1 ст. 2 данного нормативного правового акта, образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов .
Из приведенного определения очевидны элементы рассматриваемого процесса – воспитание и обучение. Воспитание, согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», представляет собой деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В соответствии с ч. 3 ст. 2 рассматриваемого нормативного правового акта, обучение представляет собой целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Гражданский кодекс Российской Федерации , будучи главным документом, определяющим основные условия участия организаций в гражданских правоотношениях, выделяет ряд особенностей для организаций, чья деятельность не связана с извлечением прибыли. Важно отметить, что Гражданский кодекс РФ допускает наличие таких особенностей у различных видов учреждений и разрешает их регулирование законодательными и иными нормативными актами. Это положение имеет очень большое значение для системы образования.
3. Фундаментальные основы государственной политики в сфере высшего образования
Государственная образовательная политика — это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и задач общегосударственного и даже глобального значения .
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
– гуманистический характер образования;
– единство федерального культурного и образовательного пространства;
– общедоступность образования;
– светский характер образования;
– свобода и плюрализм в образовании;
– демократический государственно-общественный характер управления образованием.
В настоящее время государство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере высшего образования, для чего необходимо обеспечить:
– реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного высшего образования высокого качества;
– формирование в общественном сознании отношения к высшему образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
– воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
– создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы высшего образования, качественное изменение ее финансирования;
– стимулирование негосударственных инвестиций в систему высшего образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
– законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей высших образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы высшего образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот для работников высшего образования и обучающихся;
– активный выход на рынок образовательных услуг, расширение участия в образовательных программах международных организаций и сообществ, а также решение других задач по вопросам высшего образования, которые относятся к сфере ответственности и интересов всего государства.
Заключение
Таким образом, объективная необходимость высшего образования для жизнедеятельности населения и государства в целом определяет его всеобщий, публичный характер при всех общественно-экономических формациях. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от развития высшего образования и рассматривает его систему как приоритетный объект государственного управления, увязывая при этом интересы и населения, и экономики государства целом, принимая законы и иные нормативные правовые акты в области образовательной деятельности государства, связанной с различными ее направлениями.