Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящих условиях хозяйствования конкурентоспособность предприятий является главным фактором, обеспечивающим их выживание на рынке и достижение высоких экономических результатов.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как его способность стабильно в течении продолжительного времени производить и реализовывать продукцию, пользующуюся по своим качественным характеристикам (включая ценовую составляющую) устойчивым спросом потребителей (индивидуальных и коллективных) в изменяющихся рыночных условиях.
Актуальность данной темы заключается в том, что стремление вертикально-интегрированного предприятия к достижению поставленных целей основывается на способности получать и удерживать конкурентные преимущества, то есть способности быть предпочтенным из множества аналогичных предприятий.
Предметом работы является конкурентоспособность вертикально-интегрированных предприятий.
Целью работы выступает комплексный анализ конкурентоспособности вертикально-интегрированного предприятия.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области изучения факторов конкурентоспособности предприятия, официальные данные компании, аналитические порталы и ресурсы Интернет.
Институциональный аспект формирования конкурентоспособности вертикально-интегрированных компаний
Исследование экономической сущности конкурентоспособности предприятия требует определения причин еѐ возникновения, что в свою очередь, обусловливает необходимость ответов на следующие важные вопросы о деятельности предприятия:
что такое предприятие как носитель конкурентоспособности?
какие качественные черты предприятия обусловливают наличие у него способности эффективно функционирование во внешней среде?
что обусловливает возникновение конкуренции между предприятиями?
Конкурентоспособность вертикально-интегрированного предприятия – это его свойство, отличное от потенциала предприятия, конкурентоспособности продукции и эффективности деятельности. Поэтому, в отличие от существующих подходов, в качестве причин возникновения конкурентоспособности необходимо рассматривать не только внутренние, относящиеся к предприятию, факторы, но и внешние, принимающие форму конкуренции на рынках готовой продукции и производственных ресурсов. Управление конкурентоспособностью вертикально-интегрированного предприятия должно учитывать факторы и уровень конкурентоспособности продукции и отрасли (национальной экономики).
Таким образом, в целом можно определить, что конкурентоспособность вертикально-интегрированного предприятия – это его способность стабильно в течении продолжительного времени производить и реализовывать продукцию, пользующуюся по своим качественным характеристикам (включая ценовую составляющую) устойчивым спросом потребителей (индивидуальных и коллективных) в изменяющихся рыночных условиях.
Институциональный аспект формирования конкурентоспособности заключается в том, что конкурентоспособность вертикально-интегрированного предприятия определяется действием трех основных групп факторов [4]:
а) факторами, которые являются материальной основой, порождающей совокупность возможностей возникновения и существования свойств предприятия (материально-техническая база, технологии и т.д.);
б) факторами, которые создают условия для реализации имеющихся возможностей, порождаемых условными факторами (научно-технические разработки, инвестиции и т.д.);
в) факторами, инициирующими процесс реализации имеющихся возможностей в существующих условиях, который приводит к повышению конкурентоспособности (модернизация предприятия, повышение квалификации персонала и т.д.).
Рисунок 1. Факторы конкурентоспособности предприятия и механизм их влияния на ее величину
Прочие институциональные факторы, представляющие собой средства связи отраслевых условий функционирования предприятия (конкурентоспособности отрасли и национальной экономики) и его конкурентоспособности являются также важными.
К прочим факторам, прежде всего, относятся:
условия спроса на рынке на продукцию (работы, услуги) предприятия;
условия предложения производственных ресурсов (обеспеченность факторами производства), необходимых для функционирования предприятия и формирования его конкурентных преимуществ.
Дополнение анализа конкурентных факторов факторами конъюнктуры рынка при управлении конкурентоспособностью необходимо потому, что часто не удается проследить прямое и исключительное влияние конъюнктуры рынка только на условия конкуренции (то есть на взаимодействие с контрагентами). Часто указанные факторы оказывают влияние на деятельность предприятия непосредственно (стоимость и величина доступных ресурсов и др.) и прямо формируют его конкурентные преимущества.
Таким образом, на основе вышесказанного нами установлено, что управление конкурентоспособностью предприятия содержательно представляет собой процесс определения целей хозяйственной деятельности, разработки и реализации рыночной стратегии их достижения, то есть стратегический процесс.
Одним из важнейших направлений стабильного развития организации является выбор ее стратегий. Для решения своих проблем предприятие может обратиться к альтернативной стратегии роста и развития на основе вертикальной интеграции, которая также носит название наступательной стратегией развития организации.
Проанализируем теперь механизм формирования конкурентоспособности на примере конкретного предприятия.
Вертикальная интеграция характеризует собой межотраслевое объединение предприятий, которое обеспечивает компании возможность ее развития во внешней рыночной среде. Применение стратегии вертикальной интеграции возможно, когда компания в целях своего дальнейшего развития стремится использовать все возможности внешней среды путем проникновения на новые рынки сбыта, на которых компания еще не функционировала. Такая стратегия направлена на увеличение объемов продаж компании и всех ее показателей производства.
Вертикальная интеграция дает предприятию возможность увеличить производственный потенциал и одновременно уменьшить расходы, сфокусироваться на качестве во всех сферах деятельности, поддерживать и увеличивать рентабельность, использовать эффективную систему ценовой дискриминации и тому подобное. А главное – вертикальная интеграция создает барьер для входа на рынок новых конкурентов, что позволяет предприятию монополизировать рынок сбыта.
Основными компаниями для анализа конкурентоспособности вертикальной интеграции являются торговая компания Silver & Silver, российская оптовая фирма ООО «Ярра» и поставщик алмазного сырья ООО «Инреал».
Розничная сеть Silver & Silver существует на российском рынке уже около 10 лет, и сейчас она обладает успешной бизнес-моделью по созданию специализированных магазинов по продаже украшений из серебра. Компанией разработан эффективный алгоритм управления ассортиментом, подкрепленный сложной, «продвинутой» IT-системой.
Высокая конкурентоспособность ювелирных изделий объясняется тем фактом, что они изготовляются из металлов, имеющих валютную ценность, а срок службы изделий из драгоценных металлов с применением природных камней-самоцветов исчисляется десятками и сотнями лет. Это одна из
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Алабугин А.А. Теория и практика менеджмента. – Челябинск, 2011. – 412 с.
2) Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2012. – 512 с.
3) Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
4) Бегаева А.А. Корпоративные слияния и поглощения. – М.: Инфотролик Медиа, 2010. – 132 с.
5) Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2012. – 656 с.
6) Глинн Дж. Стратегия бизнеса. – Новосибирск: РАН, 2013. – 313 с.
7) Гохан П. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. – М.: Альпина, 2013. – 492 с.
8) Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятия. – СПб.: СПбГУЭФ, 2012. – 518 с.
9) Депамфилис Д. Слияния, поглощения и и другие способы реструктуризации компаний. – М.: Инфра-М, 2012. – 302 с.
10) Карлоф Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 2012. – 525 с.
11) Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2010. – 332 с.
12) Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2014. – 274 с.
13) Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2013. – 318 с.
14) Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 266 с.
15) Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 375 с.
16) Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 419 с.
17) http://www.finman.ru – финансовый менеджмент
18) http://www.aup.ru/ - административно – управленческий портал
19) http://institutiones.com/ - экономический портал
20) http://silverandsilver.ru/ - компания «Silver & Silver»