Фрагмент для ознакомления
2
По определению Международной ассоциации транзактного анализа он «представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности».
Основатель транзактного анализа — американский психиатр и психотерапевт Эрик Берн определил его как «теорию личности и социальных взаимодействий и клинический метод психотерапии, основанный на анализе всех возможных транзакций между двумя или более людьми».
Современный транзактный анализ определяют как «психотерапевтический метод, который характеризуется творческой комбинацией когнитивной и психодинамически ориентированной психотерапии, обогащенной аспектами коммуникативной терапии (обучения людей конструктивной коммуникации) и гештальт-терапии».
Это направление предлагает регулирование действий участников коммуникативного процесса через регулирование их позиций с учетом характера ситуаций и стиля взаимодействия. Данное направление связано с именем Э. Берна. Он считает, что в каждом человеке существует три «я»: ребенок - зависимое, подчиняемое существо; «родитель» - существо независимое, берущее на себя ответственность; взрослый - принимающий во внимание ситуацию общения, распределяющий ответственность между собой и другими. В зависимости от того, какое «я» актуализировано в момент взаимодействия человек может занимать определенную позицию в общении. При этом позиции могут меняться у одного и того же человека, определяясь ситуацией общения, стилем взаимодействия, личностными особенностями собеседника. Но в то же время одна из позиций может преобладать в поведении человека, хотя коммуникативная гибкость предполагает умение одинаково хорошо взаимодействовать в разных позициях. Следует учитывать, что эти позиции абсолютно не связаны с соответствующей социальной ролью. Это не роль, а чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Рассмотрим данные позиции.
Типы транзакций
Дополнительные транзакции. Основная особенность дополнительных транзакций в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока транзакции дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы транзакций, ни от их содержания.
Дополнительная транцакция представляет совпадение ожиданий, при котором один из партнеров предлагаеет другому предпочтительную для него позицию, а другой с готовностью ее принимает.
Перекрестные транзакции возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип транзакций доставляет наибольшие хлопоты в общении.
При перекрестной транзакции векторы не параллельны друг другу. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый: "Ты не видела, где мои часы?". Дополняющим здесь может быть признан ответ: "Часы лежат на столе". Однако собеседник может вспылить: "Вечно я у тебя во всем виновата!" (позиция ребенка) или "Ищи их там, куда сам положил!" (позиция родителя). После пересекающейся транзакции процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свои позиции.
Скрытые транзакции являются более сложными.
Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое общение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое - на психологическом уровне. Скрытые транзакции - это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой транзакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации. Продавец говорит покупателю: «Эта вещь хорошая, но дорогая.» А покупатель отвечает: «Вот ее-то я и возьму!» На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы. Однако на скрытом, психологическом уровне взаимодействие осуществлялось с позиции Взрослого (продавец) и Ребенка (покупатель). Эта транзакция является скрытой на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.
Прямые это Я-Ты транзакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику.
Непрямые - Я-Он транзакции, при которых кто-то говорит с кем-то о третьем лице.
Смазанные - Я-Вы Все транзакции, при которых человек обращается к группе людей.
Как правило, проводя групповой тренинг, тренер использует только прямые транзакции и просит участников придерживаться именно этого типа. Многие семейные пары начинают работу с непрямых транзакций, играя в игру "суд": "Он никогда ничего не делает по дому". В этой игре психологу отводится роль судьи или присяжного, и ожидается, что он втянется в эту игру. Когда психолог просит пару говорить друг с другом, судебное разбирательство закрывается, а они становятся доступнее психологической работе. Пока они говорят друг о друге в третьем лице, интимность и близость для них становится практически недоступна, пусть даже провозглашенная ими цель - перестать ссориться и стать ближе друг к другу.
Смазанные транзакции могут использоваться при сообщении организационной информации: "Все знают, что сегодня вечером семинар?". В других случаях их применение усложняет общение.
2.Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.
В отечественной психологии сложилась традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом не налаженного общения или сопровождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ставятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т. д.
О субъективной природе психологических трудностей общения писали А.А. Бодалев и Г.А. Ковалев, подчеркивая, что следствием этих «субъективных трудностей» является объективная картина нарушений - недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т.д.
Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:
1. в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;
2. как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;
3.как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.
Анализ работ свидетельствует, что существуют разнообразные взгляды на причины и факторы возникновения нарушений и трудностей общения. Так, выделяют следующие трудности:
1. Первичные
2. Вторичные
3. Мотивационно-содержательные
4. Операциональные
5. Социально-перцептивные
6. Психолингвистические
7. Коммуникативные
8. Внутренние (субъективные)
9. Внешние (объективные)
10. Инструментальные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова Е. Г. Психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Г. Белякова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 263 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-8489-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452247
2. Бухарова, И. С. Психология. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. С. Бухарова, М. В. Бывшева, Е. А. Царегородцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 208 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07513-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455269
3. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
4. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 192 c.
5. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 468 c.
6. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 440 c.
7. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, Academia, 2013. - 368 c.
8. Рогов Е.И. Психология общения: учебное издание/Е.И.Рогов; под редакцией В.А.Салахетдиновой. - М.: Владос, 2001.-334с.
9. Столяренко, Л.Д. Психология общения: учебник для колледжей / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2019. - 317 c.
10. Шеламова, Г.М. Психология общения: Учебное пособие / Г.М. Шеламова. - М.: Academia, 2017. - 303 c.
Электронный ресурс: статья https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-lichnosti-sotsialno-psihologicheskiy-analiz-fenomena/viewer