Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлено тем огромным значением религии в жизни человека и общества в целом, о котором говорили многие и многие мыслители, например, Р. Генон, М. Элиаде, К. Г. Доусон, Ж. де Местр. Не обходили эту тему стороной и писатели – классики, для которых тема нигилизма, безбожия, жизни без бога в сердце часто была центральной темой творчества. Произведения Ф.М. Достоевского – тому пример. Кажется, никто так ярко не описывал последствия нигилизма для жизни отдельного человека и целого человеческого общества, как это сделал Фёдор Михайлович в своих «Бесах», «Братьях Карамазовых», «Преступлении и наказании».
Но как же тогда относиться и правильно понять то направление философской мысли, которое так громко провозгласил немецкий философ Ф. Ницше, когда воскликнул: «Бог умер!»? В «Заратустре» автор заявил об этом недвусмысленно и чётко, тем самым заставив целые поколения исследователей снова и снова вчитываться в свои мысли и делать собственные выводы.
Несмотря на то, что в современном обществе религиозная деятельность, во всех возможных своих видах всячески поощряется и приветствуется, после опубликования работ основателя трансперсональной психологии С. Грофа всем стало совершенно понятно, что её никак нельзя назвать рациональной и логичной. Гроф настойчиво и недвусмысленно ставит все точки над i, когда говорит об этом: «Любое погружение в духовную сферу представляется иррациональным занятием, указывающим на эмоциональную и интеллектуальную незрелость – недостаток образования, склонность к примитивным предрассудкам и сползание в область мистических инфантильных представлений. Непосредственное переживание духовных реальностей рассматривается как проявление серьезного умственного расстройства, психоз, искажение реальности, вызванное патологическим поражением мозга. Лишенная своей практической составляющей, религия в значительной мере утратила связь со своим глубинным духовным источником». [2, с.25]
Работа освящена проблеме места, которое занимает религия в жизни современного общества.
Объектом исследования является сама религия в современном её состоянии.
Цель исследования состоит в изучении роли религии и её влияния на жизнь общества.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия религии.
2. Выявить элементы и структуру религии.
3. Выяснить функции религии в современности.
4. Показать современные тенденции в развитии религии.
Глава I. Сущностные характеристики религии.
Понятие религии
Религиоведение в современности – это абсолютно структурированная наука с собственной методологией и разработанными в самых разных научных аспектах определениями религии, а именно: в теологическом, в философском, в социологическом, в психологическом и так далее. Можно смело сказать, что не существует такой сферы человеческой жизни, в которой не применены были бы религиозные понятия и определения.
Теологическое определение религии основывается на глубокой вере в то, что Бог— реальность, которая пропитывает всё в этом мире, энергия, к которой человек обращается через мысли и слова в течение всей своей жизни.
Философская формулировка сущности религии уходит своими корнями к вопросу о признании или непризнании существования Бога, и в зависимости от полученного в результате размышлений вывода, определение религии и её роли в обществе может быть тем или иным.
Социологические и психологические формулировки уходят от вопросов реальности или нереальности действия в обществе каких-либо сверхъестественных сил и сводятся к работе с психологическими и социальными последствиями действия религиозных установок.
Старейшими необходимо всё же признать теологические определения, стремящиеся изучить процессы личного религиозного опыта, известного с самого начала существования человечества. Интересно привести здесь примеры определений, полученных религиозными деятелями разных конфессий. Р. Отто, протестантский религиозный философ пришёл к выводу, что религия – это проживание состояния святого. Православный богослов П.А. Флоренский считал, что религия – это жизнь человека в Боге и Бога в человеке. Евангелистский теолог Т. Лукман приравнивал религию к выходу за границы биологической человеческой природы и создание смысловой вселенной. Как видим, само понятие религии не имеет каких бы то ни было границ, и в целом теологи осознают её особый объём и свободную природу, которая проявляется как итог, как эффект взаимосвязи Бога и человека.
В философии материализма религия осознаётся как бесконечно многомерная ипостась духовной жизни как человека, так общества в целом. Вот некоторые направления определений, которые даёт религии материализм: сфера духовной жизни общества, группы, человека; способ духовно-практического познания мира; область духовного делания; форма общественного сознания.
Что касается общественного сознания, то религию можно считать его универсальной формой, потому что именно она даёт неисчерпаемые возможности как для человека, так и для общества в целом и духовного и духовно-практического делания в абсолютно любой сфере жизни. Вопрос об истинности той или иной религии тут не стоит, речь идёт о возможностях, которые даёт религия для мышления, эмоционального и духовного переживания, поведения и в целом собственного опыта. Нельзя здесь обойти вниманием аспект существования религиозных инструментов для регулирования поведения человека, как непосредственные наказания и поощрения, исходящие от служителей религии, и опосредованными воздаяния, исходящие от Бога.
Учитывая все эти исторически сложившиеся мнения относительно понимания, что же такое религия, можно предложить такое её определение: религия – это система взглядов и убеждений, которые являются основаниями мировоззрения и мироощущения, определяют соответствующее поведение и необходимые специальные культовые действия, которые основаны на вере в существование Бога или богов, как разновидности сверхъестественного.
Таким образом, религия являет собой проявление характера и глубинных связей общества, один из аспектов жизни как человека, так и общества в целом, один из способов проявления и реализации самоосуждения человека, отражение существующей реальности, подсистему общества, феномен культуры. [3, с. 7-9]