Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня, когда происходит закладка методологических, ценностно-гуманистических основ будущей физической культуры и физкультурного образования, возникает необходимость преодоления ограниченности подхода, связанного с развитием в ее сфере только двигательных способностей лиц разного возраста и состояния. Так как данный подход (при всей его важности) не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно физической культуры.
Последняя в нашей стране еще не стала потребностью, самоценностью большинства людей, на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (образовании, труда, досуге), не давая запаса «прочности» в виде здоровья, функциональной подготовленности, психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности. В связи с этим следует существенно повысить (не отвергая значимости научно-методических разработок по формированию двигательной сферы человека) роль личностных характеристик людей, участвующих в процессе освоения двигательного действия. Только это позволит реально подойти к формированию физической культуры человека с учетом понимания ее целостности, соматопсихические и социокультурного единства.
Физическая культура - это прежде всего работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром, это мера одухотворенности физического. Духовность обозначает целостную активность человеческой психики и ее социально-культурной детерминированности и содержательности. В фундаменте этой целостности находятся потребности человека, формирования которых и является в конечном счете ее воспитанием.
Цель работы – рассмотреть понимание человека как целостности и физическую культуру.
Задачи:
1. Ознакомиться с неучетом целостности человека основной недостаток развития знания о человеке;
2. Изучить проблему целостности человека и ее реализация в сфере
физической культуры;
3. Рассмотреть взаимосвязь соматопсихического и социально-культурного единства человека, уровни его организации;
4. Изучить главную из причин снижения воспитательных возможностей
физической культуры.
1. Неучет целостности человека основной недостаток развития
знания о человеке
В современных исследованиях по философии спорта авторы чаще обращаются к гуманистических истоков спортивной деятельности, связывают человека и его возможности с нравственной, эстетической и интеллектуальной культурой в социализирующую процессе современного общества [1].
Трактовка социализации как процесса активного становления личности исторически и культурно обусловленным аспектом, в эпоху научно-технического прогресса приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, меняются соотношения всех видов и форм воспитания, характер взаимоотношений между поколениями и и др. [2, с. 21].
Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует цивилизация. Они особенно остро стоят перед современным украинским обществом, для которого характерна экономическая, политическая, культурная и, как следствие, социальный кризис. Все это самым непосредственным образом влияет на формирование личности. Ценности жизни, образование, культура, здоровье, активное долголетие, человеческая индивидуальность все чаще рассматриваются как критерии cоциализации.
Личность будущего - это человек разумный и гуманная, креативная и деятельная. Это целостная всесторонне развитая личность, воплощающая ідеал подлинного единства сущностных сил, его духовного, нравственного и физического совершенствования. В связи с этим в настоящем возрастает значимость культуры, в том числе физической.
Анализ ценностей физической культуры молодежи актуален также в контексте таких теоретических контекстов: как жизненный мир, качество жизни, социализация, социальный статус, активизация человеческих ресурсов в социокультурном развитии молодежи, ее устойчивое социальное благополучие, цивилизованный социальный порядок в рамках мировой ценностной интеграции. Путь интеграции человека в социум получил у философов, психологов и социологов название - социализация (Н.В. Андреенкова, Л.П. Буева, И.С. Кон, В.Е. Кемерово, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин). Сопоставления позиций данных учених позволяет утверждать, что социализация – это процесс становления индивида личностью через привлечение к тем культурных и социальных ценностей и отношений, которые составляют основу общественного бытия [8].
Физическая культура как ценностная категория личности в последние годы входит в число ведущих иерархий потребностей человека. При этом целесообразно учитывать отношение человека к физической культуре как к необходимости и как средства удовлетворения других культурных потребностей, в результате чего в ее сфере создаются различные духовно-материальные группы ценностей. Они формируются из-за деятельности, согласятся с ее основными направлениями и является отражением духовно-физической сущности личности [6].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Необходимо признать, что в современном обществе место физической культуры в системе культурных ценностей пока не соответствует ее значению как одного из важнейших факторов социализации личности. Осознание физической культуры, как общественного и индивидуального ценности, как одного из средств социализации, именно по себе может стать важным импульсом для выявления и мобилизации резервов развития физической культуры, появления новых тенденций в формировании общественного сознания и личностных мотиваций, которые способствуют активному усвоению цінностей физической культуры обществом и личностью.
Физическая культура все больше проникает в повседневность всех слоев населения. Физическая культура является существенным элементом социального бытия в условиях современного общества, роль которой в решении различных проблем индивидуального и колективного жизни по сравнению с прошлым чрезвычайно возросла. Средства физической культуры, призваны сегодня самым активным образом, способствовать укреплению здоровья, сохранению высокой физической и психической работоспособности, длительной творческой фазы жизнь. Физическая культура в состоянии также обеспечивать здоровье, воспитание человека, рост общего культурного уровня, формирование эстетических запросов, идеалов, приобретение навыков самоорганизации, самоуправления и и др. [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л. : ЛГУ, 1968. – 189 с
2. Бектурганова Н.И., Эрмешов Н.Д. Влияние личностных качеств тренера и спортсменов на эффективность межличностных отношений // Вестник физической культуры и спорта. - 2016. - № 3. - С. 218 - 225.
3. Быховская И. С. Человеческая телесность в социокультурном измерении : традиции и современность / И. С. Быховская. – М. : РИО ГЦОЛИФК, 1993. – 37 с.
4. Визитей Н. Н. Физическая культура личности : методологические, социально-философские, педагогические аспекты / Н. Н. Визитей. – Кишинев : Штиинца, 1989. – 126 с.
5. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Лубышева Л. И. – М. : ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.
6. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2015. - 426 с.
7. Николаев, Ю.М. Содержание и виды физкультурно-спортивной дея-тельности: Учебно-методическое пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: «Олимп-СПб», 2007. – Гл. 3, §§ 3.1 -3.2. - С. 28-31; 40-41.
8. Новиков А. Д. Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методиках и формах организации занятий физическими упражнениями) / А. Д. Новиков. – М. : ФиС, 1949. – 99 с.
9. Пономарчук В. А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, О. А. Аяшев. – М. [б. и.], 1991. – 123 с.
10. Фролов И. Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения / И. Т. Фролов. – М. : Политиздат, 1983. – 198 с.