Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Около 1379–1380 гг. монах Стефан, будущий епископ Пермский (умер в 1396 г.), находясь в Ростовском Григорьевском монастыре, изобрел алфавит («азбуку пермьскую») для языка коми-зырян и написал вскоре первые книги на данном языке . Это был первый пример создания нового алфавита на территории Руси.
Между 1380 и 1396 гг. Стефан Пермский впервые по личной инициативе осуществил миссию по христианизации коми-зырян, ярко описанную Епифанием Премудрым в Житии этого святого.
Содержание «Жития Стефана Пермского» (далее – «Житие») Епифания – это культ Стефана Пермского как равноапостольного святого. В «Житии» мы видим в центре повествования формирование личности Стефана. Автор конструирует повествование на известных параллелях с Житием Кирилла, кто является агиографом.
Епифаний рассказывает нам биографию Стефана, беря за основу Житие Константина Философа. В «Житии» сохранены основные «прописи» жизни православного просветителя. Как Стефан, так и Константин с детства испытывали цель – получение образования. Стефан, как и Константин, получает прозвище «философ». Он чудом узнает чужой язык и грамоту, начинает проповедовать Библию на своем языке, принимает участие в спорах о вере.
В итоге история о жизни и деятельности Стефана Пермского, включая крещение пермян, строительство церкви в Перми и создание пермской письменности – это продолжение христианизации славян. «Житие» в широком понимании – это история апостольских деяний в контексте Священного Писания. Сюжет «Жития» Стефана создается в исторической последовательности, близкой Епифанию.
Целью данной работы является рассмотрение жития Стефана Пермского Епифания Премудрого, принципов изображения человека.
1 Описание сюжета, композиция «Жития Стефана Пермского»
Сюжет «Жития» основан на событиях истории, что происходили в течение XIV века в Северной Руси, в землях Вычегодской Перми. Данные события связывались с колонизацией данных земель русскими крестьянами и монахами, с христианизацией Вычегодской Перми ростовским монахом Стефаном Храпом, который позже становится первым епископом Пермским.
На тот момент в Русской православной церкви не было концепции миссионерской политики. И деятельность св. Стефана Пермского как апостола – это исключение их правил.
Метод первоучителей Константина-Кирилла и Мефодия в просветительской деятельности славян являлся продолжением традиций апостолов и состоял в том, что язычников не принуждали креститься, а проповедовали Библию на их языках, часто вместе с появлением письменности. Но данный метод в российской истории был актуальным только в миссии сии Стефана Пермского и в середине XIX века - в работе школы Н. Ильминского, когда финно-угорские и тюркские народы просвящались относительно христианизации .
Термин «миссия» тогда содержал в себе не только проповеднические действия язычникам, христианизация их, но и установление на христианизированных землях канонического порядка церквей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Епифаний Премудрый. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский / ред. Г. М. Прохоров. СПб., 1995.
2) Лепахин В. В. Икона и иконичность. СПб., 2002. 397 с.
3) Лимеров П. Ф. Кирилло-мефодиевская традиция и её роль в сложении образа Стефана Пермского в «Слове о житии св. Стефана Пермского» Епифания Премудрого// https://cyberleninka.ru/article/n/kirillo-mefodievskaya-traditsiya-i-eyo-rol-v-slozhenii-obraza-stefana-permskogo-v-slove-o-zhitii-sv-stefana-permskogo-epifaniya-premudrogo (дата обращения 08.06.2021)
4) Прохоров Г. М. Равноапостольный Стефан Пермский и его агиограф Епифаний Премудрый // Святитель Стефан Пермский. СПб., 1995. С. 3—50.
5) Святитель Стефан Пермский / ред. Г. М. Прохоров. СПб., 1995
6) Шульгина Э. В. Русская книжная скоропись XV в. СПб., 2000. С. 43