Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Социальные перемены в развитых странах в к. 20 – н.21вв 5
2. Кризис в Югославии в 90-е годы, распад Югославии 7
3. Международные организации в современном мире. ООН, ВТО, МВФ, ОБСЕ 12
Список источников 20
Фрагмент для ознакомления
2
Международные отношения с каждым годом усложняются и углубляются. Международные структуры сами по себе уже требуют профессионального научного осмысления и изучения. Именно поэтому РГНФ поддержал исследовательский проект «Международные организации в глобальном управлении международными делами: тенденции развития и последствия для системы международных отношений»
Исторический аспект исследования возник не случайно. При разработке темы возникла необходимость решения ряда методологических вопросов исследования и создания его теоретической базы. До второй половины XIX века в мире практически отсутствовали постоянные как международные межправительственные (ММПО), так и международные неправительственные организации (МНПО), а в настоящее время по данным Союза международных ассоциаций их насчитывается свыше 63 тысяч. Какие качественные изменения в системе международных отношений вызвали столь лавинообразный рост численности и разнообразия ММПО и МНПО и как повлияло их создание на закономерности развития современных международных отношений? Найти ответы на указанные вопросы без серьезного теоретического осмысления этого относительно нового явления международной жизни невозможно.
Первые постоянные международные организации взяли на себя функции устранения препятствий для широкого развития торгово-экономических и хозяйственных связей между государствами, в первую очередь в тех областях, в которых отсутствие общих гармонизированных в международном масштабе правил служило серьезным препятствием для такого развития. К началу ХХ века функционировало 53 таких межгосударственных организаций. К этому моменту были учреждены Международная санитарная конвенция (1853 год), Международный союз для измерения земли (1864 год), Всемирный телеграфный союз (1865 год), Всемирный почтовый союз (1874 год), Международное бюро мер и весов (1875 год), Международный союз для охраны литературной и художественной собственности (1886 год), Международный союз международного транспорта (1890 год) и другие.
1. Социальные перемены в развитых странах в конце 20 – начале 21веков
Прежде всего надо уяснить, в каком смысле в социологии употребляется понятие «социальные изменения», каково его социологическое содержание. Для этого необходимо сделать два уточнения. Во-первых, понятие «социальные изменения» для нас не очень привычно. Для нас до сих пор более привычным было понятие «социальное развитие». Оно культивировалось у нас многие годы и в общественных науках, и в практической политике. Но понятие «социальное развитие» характеризует лишь определенный тип социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, совершенствования и т. д. Однако существует множество других социальных перемен, о которых невозможно говорить как об изменениях в сторону совершенствования. Это просто изменения, и они непосредственно не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла, не направлены ни в сторону прогресса, ни в сторону регресса. Существует целая группа понятий, описывающих такие изменения, например: возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходное состояние и т. д.
Исходя из этих соображений в социологии предпочтительнее в качестве ключевого исходного использовать понятие «социальные изменения», которое не содержит оценочного компонента, охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. Это понятие фиксирует сам факт изменения, факт перемены в широком смысле слова.
2. Кризис в Югославии в 90-е годы. Распад Югославии.
Югославский кризис 90-х годов XX в. являлся следствием резкого обострения межреспубликанских и межэтнических противоречий в Социалистической Федеративной Республике Югославии. СФРЮ была самым крупным государством Балканского полуострова, состоявшим из шести республик: Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии (с автономными краями Воеводина, Косово и Метохия), Словении, Хорватии и Черногории.
Самым многочисленным народом являлись сербы, на втором месте стояли хорваты, затем шли мусульмане (славяне, принявшие мусульманство), словенцы, македонцы, черногорцы. Более 30 % населения бывшей Югославии составляли национальные меньшинства, среди которых 1 млн 730 тыс. человек — албанцы.
Предпосылками кризиса стали особенности югославской государственно-политической системы. Заложенные в конституции 1974 года принципы широкой самостоятельности республик способствовали нарастанию сепаратистских тенденций.
Крушение федерации стало результатом и следствием целенаправленной стратегии отдельных этнополитических элит, стремившихся к полновластию в своих республиках в условиях ослабления центральной власти. Военные предпосылки для начала вооруженного противостояния на этнической почве были заложены в особенностях вооруженных сил СФРЮ, состоявших из регулярной армии и сил территориальной обороны, которые формировались по территориально-производственному принципу и находились в ведении республиканских (краевых, местных) органов власти, что позволяло руководству республик создавать свои собственные вооруженные силы.
Западноевропейские государства — члены НАТО, заинтересованные в демонтаже социализма на Балканах, политически, экономически и в военном отношении поддержали сепаратистские силы в отдельных республиках Югославии, провозгласившие себя сторонниками независимости от федеральной власти в Белграде.