Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Вопрос о возможности создания политической партии, безусловно, является актуальным, так как политические партии являются важнейшей частью политической системы Российской Федерации. В отличие от других объединений, действующих на политической арене (профессиональных и предпринимательских союзов, так называемых групп давления и т.п.), партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него - всем обществом.
Надо отметить, что в политической истории России долгое время не признавался принцип многопартийности, а у власти с 1917 года по 1991 года фактически находилась одна партия - коммунистическая. Лишь в 90-е годы ХХ века, возродилась многопартийность. Право на объединение было закреплено в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году.
Право каждого на объединение, как следует из статьи 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений.
Цель: рассмотреть процесс образования политической партии.
Задачи:
- изучить значение политической партии для гражданского общества в Российской Федерации;
- рассмотреть политические партии современной России
Информационной базой работы послужили труды таких авторов как: С.А. Авакьяна, А.Г. Головина, В.В. Киреева, В.В. Лапаевой, А.Г. Чернявского и др.
1. Значение политической партии для гражданского общества в Российской Федерации
С каждым годом в Российской Федерации острее становится проблема взаимодействия гражданского общества и государства, в лице его органов и должностных лиц. Данная проблема обусловлена тесным взаимодействием обоих элементов между собой. При демократическом политическом режиме представить государство без гражданского общества просто невозможно. В свою очередь и гражданское общество не может без государства существовать, ввиду постоянного взаимодействия и происходят некоторые конфликты и недопонимания.
Иногда случается такая ситуация, что отсутствует конструктивный диалог между властью и гражданским обществом. Низкая активность гражданского общества обусловлена тем, что зачастую нет четкого регулирования деятельности общественных организаций во взаимодействиях с властью.
В настоящее время, в России существует огромное количество различных волонтерских движений, которые занимаются в основном социальными функциями, получая денежные средства из добровольных пожертвований в определенные фонды. Однако данные движения и организации никаким образом не могут влиять на политику государства. Даже некоторые митинги и собрания большого количества населения не всегда помогают в достижении конкретных целей. Некоторые требования государство удовлетворяет, некоторые нет.
Такая политика весьма оправдана в современных реалиях, безусловно, что каждое требование государство не должно удовлетворять, во многом государство само определяет, на что стоит обратить внимание, а что оставить без него. Получается, что у гражданского общества нет инструмента, с помощью которого оно бы всегда могло добиться тех целей, которые ставит перед собой. В свою очередь государство имеет рычаги давления на гражданское общество. В виду неравной позиции рассматриваемых субъектов, хочется выделить тот инструмент, с помощью которого гражданское общество все-таки сможет влиять на жизнь в государстве и решать свои цели и задачи.
Наиболее реальным способом воздействия гражданского общества на власть в Российской Федерации является политическая партия. «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» [11, с.43].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 11-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан // http://publication.pravo.gov.ru.
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
4. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
5. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 10. – С 247.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ТЕИС, 2018. - 381 с.
7. Головин А.Г. Политические партии как один из институтов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации. // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - №8. - С.2-3.
8. Грудцына Л.Ю.Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика. - 2021. - №1. - С.5.
9. Киреев В.В. Политические партии и проблемы современного российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 6. - С.14-15.
10. Конев А.Б. Конституционное право России. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 261 с.
11. Лапаева В.В. Российское право. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 137 с.
12. Лебедев В.А. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия демократического государства и политических партий // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 11. - С. 5.
13. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М.: Прогресс, 2019. - 269 с.
14. Чернявский А.Г. Конституционное право современной России. - М.: Новое знание, 2019, - 304 с.