Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. По этому за свои правонарушения, лица занятые в данном труде несут юридическую ответственность.
Задача информационной политики государства заключается в координации посредством права информационных процессов, правовом обеспечении всех сфер информатизации, подготовке предложений, мер, программ по развитию информационной сферы как правового пространства, создании условий для повышения уровня правовой информированности. За последнее время в России сделано немало в сфере информационной политики: приняты Концепция государственной информационной политики, Доктрина информационной безопасности, Часть четвертая Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О рекламе», внесены поправки в Закон о СМИ.
1 Правонарушения и юридическая ответственность лиц, занятых управленческим трудом
Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.
Управленческий труд выделился в период разделения и кооперации труда. Труд административно-управленческих работников является неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Следовательно, чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда. Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи, с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации.
Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее, можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений.
Ими являются:
- постановка задачи;
- поиск информации вручную и с использованием компьютеров;
- анализ информации;
- группировка информации (вручную или с использованием компьютера);
- простейшие расчеты без компьютера;
- расчеты с применением компьютера;
- подготовка решений;
- принятие решений индивидуально;
- принятие решений коллегиально;
- оформление документов, составление писем и т. д.
Ответственность работодателя бывает следующих видов:
- материальная (обязанность возместить причиненный работнику ущерб в полном размере, компенсировать моральный вред и уплачивать проценты за просрочку выплаты заработной платы);
- гражданско-правовая (вытекает из общей обязанности любого субъекта гражданского права возместить причиненные другому лицу убытки или компенсировать причиненный вред);
- административная (предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях);
- уголовная (предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ).
Все эти виды ответственности распространяются и на сферу охраны труда. Рассмотрим их более подробно. Гражданско-правовая ответственность. Гражданский кодекс РФ предусматривает только один вид гражданско-правовой ответственности за нарушение норм трудового законодательства. Статья 151 предоставляет суду право возложить на виновное лицо обязанность денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права или другие принадлежащие гражданину нематериальные блага.
11 Правовая политика современного отечественного государства в отношении средств массовой информации
Как отмечает Е.П. Прохоров, в демократическом обществе журналистика может существовать и функционировать только на развитой правовой базе, которая оформлена и закреплена законодательно. Если журналист не будет действовать в строго очерченном правовом пространстве, он рискует попасть в ситуацию, когда вместо обеспечения информационных потребностей общества на основе достоверной и объективной информации он будет совершать недопустимые с точки зрения общества информационные проступки и даже преступления.
Правовое регулирование современных средств массовой информации выполняет следующие задачи: охрана интересов личности, общества и государства в сфере массовой информации; обеспечение независимости СМИ как института демократии. Более того, правовые нормы ориентируют общественные отношения на такие социальные ценности, как свобода мысли и слова, свобода выражения мнений и убеждений, свобода критики, право на доступ и распространение информации, политическое и идеологическое многообразие. На сегодняшний день сложилась достаточно крупная совокупность правовых норм, объединенных общим предметом регулирования –общественные отношения, направленные на организацию и деятельности СМИ и работы журналистов.
Условно ее можно назвать «право массовой информации». Прежде чем перейти к подробному исследованию системы нормативно-правовых актов, в которых содержатся данные нормы, мы считаем целесообразным рассмотреть отрасли права, в которых они содержатся.
Итак, право массовой информации взаимодействует с:
- конституционным правом (содержит основные положения о свободе массовой информации и гарантии информационного плюрализма, что служит ориентиром для более детального регулирования общественных отношений в этой сфере);
- уголовным правом (устанавливает, какие правонарушения в сфере массовой информации квалифицируются как преступления);
- административным правом (определяет порядок взаимодействия СМИ с органами исполнительной власти, устанавливает административную ответственность за правонарушения в сфере массовой информации);
- гражданским правом (регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в деятельности СМИпри сборе и распространении информации);
- финансовым правом (регулирует процессы финансирования СМИ, хозяйственную практику редакции).
21 Бюрократическая правовая система
Термин «бюрократия» в буквальном смысле означает власть, господство канцелярии. Современное значение этого термина употребляется как:
1) деятельность чиновников в государстве;
2) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальных правил и предписаний.
В этом втором значении термин «бюрократия» совпадает с термином «бюрократизм». Кроме того, существует и более общее определение бюрократии и бюрократизма, которые характеризуют оторванность центра, администрации от народа и которые защищают интересы правящего слоя, господствующего класса.
Бюрократия есть социально-профессиональная группа, обладающая специальными знаниями и подготовкой и осуществляющая в системе современного общества функцию управления. Все современные социальные и политические организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. Бюрократия занимает управленческие должности в аппарате государственной исполнительной власти, на предприятиях и в учреждениях государственного и частного сектора экономики. Политическую социологию, прежде всего, интересует не вся бюрократия, а та ее часть, которая выполняет административные функции в системе органов государственной власти и управления.
Никакое политическое господство не может быть только бюрократическим. Политика вырабатывается и осуществляется политическим классом, который занимает лидирующие позиции в политическом пространстве общества.
Характеристики рациональной бюрократии:
1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями.
Заключение
Правовое регулирование средств массовой информации находится в постоянном развитии. За последние 20 лет принято много законодательных актов, конкретизирующих права и обязанности современных СМИ. Многие отдельные правовые акты были объединены в универсальные законы. Положителен и тот факт, что сегодня на территории России действуют не только национальные законы в области массовой информации, но и нормы международного права. К сожалению, многие правовые акты имеют пробелы и коллизии, однако это, на наш взгляд, дает перспективы постоянного совершенствования законодательства.