Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нынешний период развития российского общества характеризуется значительными преобразованиями экономического, организационного и мировоззренческого характера, системным реформированием государственного аппарата. Благодаря чему ключевыми становятся вопросы следования законодательству и противодействия преступности. Противодействие коррупции занимает значимое политическое место.
Коррупция является существенной проблемой нынешнего мирового сообщества, воздействующей на последующее развитие стран в новом столетии. Этот термин означает использование должностным лицом собственных властных полномочий и вверенных ему прав в целях личной выгоды, что противоречит законодательству и моральным устоям. Отличительными особенностями коррупции является использование служебного положения одним из субъектов коррупции, наличие мотива выгоды (личной, групповой, корпоративной), асоциальная направленность действия (противоречие между частной выгодой и общественными интересами). Коррупция охватывает все сферы жизни общества. Деятельность органов местного самоуправления по большей части в сопоставлении с иными органами власти подвергается коррупции, так как в ней сконцентрировано оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами.
Об актуальности исследуемого вопроса говорит первостепенная деятельность органов государственной власти, ориентированная на противодействие коррупции, что отражается в утверждении ряда нормативно-правовых актов, а именно: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции», Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также некоторых иных постановлений и распоряжений.
Помимо этого, в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на постоянной основе особое внимание уделяется совершенствованию системы предупреждения и пресечения коррупционных процессов и преступлений.
Объектом в данном исследовании является организация противодействия коррупции органами местного самоуправления.
Предмет – антикоррупционная деятельность органов местного самоуправления Новосибирска.
Цель – проанализировать практику противодействия коррупции в органе местного самоуправления.
Задачи:
1) Изучить основные принципы противодействия коррупции в органах местного самоуправления;
2) Рассмотреть нормативно – правовые основы в органах местного самоуправления;
3) Изучить практику противодействия коррупции (на примере мэрии города Новосибирска).
Вопрос коррупции и механизмов противодействия ей отражены в исследованиях отечественных и иностранных авторов: Б.В. Волженкина, Т.В. Варчук, Г.Н. Гершенкова, О.В. Дамаскин, А.И. Долговой, А.И. Демидова, С.М. Иншакова, Н.Г.Калугина, А.В. Куракина, И.И. Лукашука, В.В. Лунеева, А.В. Малько, В.Д. Малкова, А.В. Полякова, И.М. Сичинавы, В.В. Толкачева, Е.А. Чичнева, В.А. Широкова, И. Юргенса и других.
Практическая значимость настоящей работы характеризуется тем, что информация, отражённая в текущем исследовании, может быть применена в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций.
Глава 1. Теоретические основы противодействия коррупции в органах местного самоуправления
Коррупция является значительной системной проблемой, присущей не только для Российской Федерации, но и для большого числа государств [1]. Согласно этому одной из важнейших задач, в крайнее десятилетие определённых на государственном уровне в Российской Федерации, стало противодействие коррупции.
Понятие коррупции установлено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г.№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которому она является злоупотреблением служебным положением, предоставлением взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом или другим незаконным использованием физическим лицом собственного должностного положения, несмотря на законные интересы общества и государства в целях получения выгоды в виде денежных средств, ценностей, другого имущества либо услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя либо для иных лиц, или незаконное предоставление данной выгоды указанному лицу иными физическими лицами, а также совершение описанных действий от имени либо в интересах юридического лица.
В федеральном законе № 273-ФЗ в том числе установлено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, компаний и физических лиц в рамках их полномочий:
• по предотвращению коррупции, включая обнаружение и последующую ликвидацию причин коррупции;
• по обнаружению, предотвращению, пресечению, выявлению и расследованию коррупционных правонарушений;
• по сокращению и (или) устранению результатов коррупционных правонарушений.
При получении данных о коррупционных правонарушениях антикоррупционные координационные органы направляют их в ответственные государственные органы, ответственные за проверку данной информации и разработку постановлений по итогам проверки в утверждённом законном порядке.
Целью антикоррупционной политики является сокращение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов населения, общества и государства от угроз, которые связаны с коррупцией, посредством осуществления таких задач:
• предотвращение коррупционных правонарушений;
• обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях непосредственно утверждённых нормативными правовыми актами;
• компенсирование ущерба, который нанесён в результате коррупционных правонарушений;
• мониторинг коррупциогенных факторов и результативности мер антикоррупционной политики;
• развитие антикоррупционного общественного сознания;
• поддержка осуществления правовой реформы, ориентированной на сокращение неясности правовых норм и ограничение неосновательных полномочий правоохранительных органов;
• поддержка реализации прав населения и компаний на доступ к сведениям о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также открытая публикация в средствах массовой информации;
• формирование правового механизма, который препятствует подкупу населения при организации референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
• формирование стимулов для замещения государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами [2].
В ходе противодействия коррупции необходимо принимать во внимание вводные правила, именуемые главными принципами противодействия коррупции в органах исполнительной власти:
1. Признание, обеспечение и защита важнейших прав и свобод человека и гражданина.
2. Законность;
3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5. Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и других мер;
6. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7. Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными учреждениями и физическими лицами.
Принципы, отражённые в законе, являются базисом при выработке мер по противодействию коррупции. Их содержание не раскрывается, они лишь декларируются. Деятельность по противодействию коррупции может, в том числе, базироваться на иных принципах в зависимости от субъектов и видов влияния [3]. При грамотной и честной исполнении данных принципов, единству общества в противодействии всем формам коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов в поддержке правопорядка в государстве, возникнет возможность минимизировать проникновение коррупции во все области жизнедеятельности, и станет значительным шагом вперёд в выстраивании гражданского общества.
Существенным элементом противодействия коррупции является профилактика коррупции. Важно понимать, что профилактика коррупции (в отличие от противодействия ей) состоит не в обнаружении коррупционных преступлений и правонарушений (это деятельность правоохранительных органов). Первостепенно профилактика касается проблем ликвидации причин и условий, содействующих проявлениям коррупции в определённом государственном органе (органе местного самоуправления) [4].
Мероприятия по профилактике коррупции отражены в Федеральном законе «О противодействии коррупции»:
1. Требования к государственному (муниципальному) служащему. А точнее, к гражданам, которые претендуют на замещение государственных должностей и должностей государственной (муниципальной) службы, предъявляются установленные квалификационные требования. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, требуемым для реализации должностных обязанностей, утверждаются нормативным актом государственного органа, учитывая его задачи и функции, и входят в должностной регламент государственного/муниципального служащего. Каждый государственный орган определяет в числе профессиональных знаний знание Конституции и законодательства в рамках компетенции данного органа, основ организации прохождения государственной службы, служебного распорядка, правил деловой этики, основ делопроизводства. Требование предоставлять данные о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Непредставление служащим данных либо представление заведомо ложных либо неполных данных о собственных доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо недостоверных