Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема профессионального самоопределения - одна из ключевых в психологии становления личности. Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент развития личности, а с другой - как критерий важнейшего для личности в период юности, когда выбор профессии считается задачей возраста.
Глобальные социально-экономические и политические изменения современности характеризуются крайне запутанной и противоречивой ситуацией. Налицо переплетение экономических, социальных и политических проблем. На наших глазах произошла смена социокультурного фона, что привело к обострению взаимоотношений между людьми и даже разделило между собой старшее и молодое поколения.
Актуальность исследования связана с тем, что в современных условиях Отсутствие внимания к вопросу психологической помощи личности на этапе принятия одного из важнейших в жизни решений может стать причиной социальной дезадаптации, дезорганизации и нарушения социальных норм и традиций.
Объект исследования - профессиональное самоопределение личности.
Предмет исследования – факторы успешности профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
1. Выявить смысл понятия «профессиональное самоопределение личности».
2. Определить факторы, влияющие на ход профессионального самоопределения.
Исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
1. Психологические особенности формирования профессиональных интересов
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации [3, с. 10].
Профессиональное самоопределение личности является социальным процессом, основным содержанием которого выступает выбор человеком своей профессии. Выбор является отправной точкой развития личности, важным этапом самоопределения, в психологическом плане означая «примеривание» индивида к требованиям профессии, оценку объективных возможностей в осуществлении конкретных видов деятельностей и самооценку уровня притязаний, прежде всего соотнесение ценностно-мотивационной сферы личности с требованиями социальной среды [5, с. 68].
Понятия интересов, склонностей и потребностей не являются тождественными, но в комплексе определяют направление увлечения некой профессиональной сферой. Интерес в самом обобщенном смысле представляет собой состояние, позицию, действенный акт по отношению к какому-то объекту, который привлекает внимание индивида. Склонности представляют собой способность и желание заниматься определенной деятельностью. Потребности в свою очередь – нужда в чем-то недостающем. Таким образом, совместно эти критерии отношения личности к деятельности определяют ее активность, инициативу и положительное отношение к совершаемой работе.
За определение понятия «профессиональный интерес» можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, - писал он, - мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней» [7, с. 21].
Интерес и склонность к профессии как динамическая категория проходит следующие основные этапы развития: ориентационный этап, этап профессионального становления, далее – профессиональной адаптации и активной творческой деятельности.
Осознанный интерес к профессии может иметь место там и тогда, где и когда личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие содержанию, специфике профессионального труда. Все это дает основание рассматривать в качестве предмета профессионального интереса не только содержание, но и специфику профессии.
Выделяют три уровня развития интереса к профессиональной деятельности: первый уровень связан с привлекательностью внешних характеристик профессии (экономическая стабильность, статусность и др.), второй связан с пониманием специфики труда, третий – владение профессией на творческом уровне, когда она становится сферой самореализации для личности [4, с. 257].
Юношеский возраст является периодом выбора профессиональной сферы и адаптации в профессиональной (либо учебно-профессиональной) среде. Этот выбор требует от личности сформированной способности строить зрелые отношения кооперации (отстаивать свои профессиональные интересы перед родителями, комиссией; вступить во взаимоотношения с коллегами), осознания своих склонностей и сильных черт своей психики (устойчивая самооценка, понимание себя и частные характеристики: скорость реакции, хорошая память, развитое логическое мышление), понимание соответствия этих черт выбранной профессии, видение своих будущих перспектив в профессиональной деятельности (см. рис. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бардакова Н. М. Профессиональное самоопределение школьников // Проблемы современного педагогического образования, № 59-3, 2018, с. 64-67.
2. Березова Е. А. Профессиональное самоопределение молодежи // Образование. Карьера. Общество, № 2 (38), 2013, с. 39-40.
3. Бондарев В. П. Успешный выбор профессии. 8-11 классы. – М.: Вако, 2015. – 144 с.
4. Веселкова Е. А., Веселков А. В. Готовность к профессиональному самоопределению // Интерэкспо Гео-Сибирь, № 1, 2016, с. 256-259.
5. Джумалиева Д. М. Профессиональное самоопределение старшеклассника // Наука, образование и культура, № 5 (8), 2016, с. 67-69.
6. Палевская С. В. Гид по выбору карьеры. Иллюстрированное руководство по поиску профессии. – М.: Эксмо, 2016. – 320 с.
7. Резапкина Г. С. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2017. – 50 с.
8. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука, 2012. № 1 (90). – с. 56–64.
9. Федорова Л. Д. Профессиональное самоопределение школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, № 3, 2014, с. 19-23.
10. Фролова С.В., Чирковская Е.Г. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников: монография. – Москва, 2016. – 160 с.