Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях постиндустриального общества, активного проникновения в нашу жизнь чуждых нравственных ориентиров и ценностей, агрессивной информационной политики западной массовой культуры, активной работы на постсоветском пространстве деструктивных сект и организаций найти тему более важную и значимую для русского народа и государства, чем духовно-нравственное воспитание практически невозможно.
В настоящее время нравственное неблагополучие широких слоев населения, упадок моральный, гражданский, социальный, политический, семейный – все это признаки глобального кризиса современной цивилизации.
Рост комфортабельности жизни сопровождается исчезновением смысла жизни, экономический прогресс – нравственным регрессом, рост наслаждений – дефицитом радости. Это симптомы психологического нездоровья современного общества, которые могут быть устранены при условии обращения к традиционным духовно-нравственным ценностям.
Поиском выхода из сложившегося кризиса занимаются как государственные, так и общественные институты. Предлагаются различные экономические, социальные модели преобразования страны. Ищется объединяющая идея, способная выразить традиции России и дать ясные духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни. Этой национальной идеей может стать православная культура, духовно-нравственное воспитание школьников на основе православных традиций русского народа.
Духовно-нравственное воспитание в лучших традициях русской православной культуры заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами. Лучшие традиции русской православной культуры – это вера. Прежде всего вера в Бога, ибо блажен кто верует (по-иному счастлив тот кто верит в Бога). Лучшие традиции русской православной культуры – это торжество добра над злом, любовь к ближнему, уважение (почитание) старших, преданность своему Отечеству.
Период младшего школьного возраста – особый период становления и развития личности ребенка, особый период восприимчивости и формирования нравственных чувств, чистоты души, помыслов, желаний.
Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в лучших традициях русской православной культуры в условиях реализации ФГОС НОО – это прежде всего уважение личности ребенка, признание за ребенком права быть полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с ней человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Она способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. В неполных же семьях проблемы с воспитанием возникают вследствие недостатка воспитательных ресурсов со стороны родителей (отсутствие одного из родителей). Именно поэтому важно изучить особенности воспитания младших школьников в неполных семьях, в том числе и в русле православной идеи.
Цель исследования: рассмотреть православную идею и её ценности в воспитания младших школьников в неполных семьях.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть проблемы воспитания детей в неполной семье;
• Изучить православные ценности и идеи в воспитании учащихся начальной школы;
• Определить сущность, принципы и содержание православного воспитания в неполной семье;
• Проанализировать реализацию системы православного просвещения в урочной и внеурочной деятельности школы.
Объект исследования: неполная семья.
Предмет исследования: православные идеи и ценности в воспитании младших школьников в неполных семьях.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения православных идей и ценностей в воспитании младших школьников в неполных семьях
1.1. Воспитание в неполной семье: проблемы и пути решения
На сегодняшний день, словосочетание «неполная семья» в такой формулировке звучит только в отечественной социологической литературе. Как правило, в зарубежной литературе данное понятие обозначено другим термином, который объясняет обозначение типа семьи, в которой по какой-либо причине отсутствует один из родителей.
К примеру, в англоязычной литературе употребляется словосочетание «one- parent family» , которое переводится как «семья с одним родителем».
Английские ученые и исследователи к такому типу относят: 1) разведенные семьи; 2) вдовые; 3) семьи, которые имеют внебрачных детей.
В финской социологии к изучению такого понятия относятся с особой важностью. Семья с одним из родителей и детьми обозначается как «Yksinhuoltaja», что обозначает «заботящийся в одиночку».
По мнению А.М. Демидова, для финских исследователей одинокие матери / отцы выступают прежде всего, как взрослые самостоятельные люди, которые заботятся о детях в одиночку, а потом уже они разведенные, или же матери, не состоящие в браке и др.
В отечественной научной литературе исследованием проблем неполных семьей занимались такие авторы как В.М. Целуйко, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, которые внесли огромный вклад в развитие данного понятия. В работах отмечается, что такая семья в воспитательном плане в большой степени нуждается в помощи и поддержке со стороны как общества, так и педагогов.
Как пишет А.В. Мудрик «Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» .
По определению В.М. Целуйко, «неполная семья - нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя» .
В отечественной литературе сложилась классификация неполных семей, где можно выделить основные их типы: 1) внебрачная; 2) осиротевшая; 3) разведенная; 4) распавшаяся.
Попытаемся охарактеризовать каждый тип по отдельности.
Первый тип, который мы выделяем - Внебрачная неполная семья. Она возникает, когда рождение женщиной ребенка происходит не в браке. В таких неполных внебрачных семьях часто наблюдается недостаточное внимание к своему ребенку со стороны матери, по причине ее трудовой занятости для дальнейшего обеспечения ребенка всем необходимым. На практике же бывают случаи, что дети матерей, которые в силу обстоятельств рождаются не в браке, могут быть отданы матерями в такие учреждения общественного воспитания, как: интернаты, специализированные учреждения, круглосуточные группы пребывания в детском саду и др. что исключает у детей, при постоянном пребывания в таких учреждениях возможности ощущения семейного тепла и заботы. Специалисты утверждают, что дети, которые рождаются вне брака, пребывают в самом невыгодном социальном положении в обществе, по сравнению с детьми из других типов неполных семей.
Осиротевшая неполная семья возникает вследствие ухода из жизни одного из родителей. Потеря родителя в раннем возрасте может способствовать возникновению у них психических нарушений, таких как страх и депрессивное состояние. Наиболее остро ребенок будет чувствовать нехватку умершего родителя в первый год его смерти, в тех ситуациях, когда будут возникать семейные праздники. Дети старшего возраста пытаются уединиться в своем горе, что сопровождается отсутствием желания поделиться и разделить свои чувства с окружающими и близкими людьми. При этом, они испытывают колоссальную потребность в поддержке их со стороны взрослых, но не знают, как сделать это правильно, борясь со своим горем самостоятельно. Подросток же, в такой ситуации будет глубоко переживать смерть близкого ему человека.
При очень тесной связи подростка с умершим, после его смерти, может проявляться симптом ухода подростка в детство, где он начинает общаться с другими при помощи жестов, а не употребления слов.
Неполная разведенная семья образуется, когда родители по какой-то причине не могли или не захотели жить вместе. Негативные последствия, которые происходят из-за родительского развода, довольно серьезно сказываются на развитии и формировании характера, а также жизненной позиции ребенка. Большое количество детей, особенно девочки, носят, как правило, переживание в себе, и внешне не проявляют никаких чувств тревоги, в связи с разводом родителей . Но, многие специалисты выносят на обозрение различия в нервной системе таких детей, переживших развод родителей, что проявляется в: понижении работоспособности, отказу от общения, раздражительности, излишней утомляемости, слезливостью и преувеличенной обидчивостью.
Распавшаяся неполная семья, характеризуется как отдельно проживающие родители, имеющие однозначно равные права на ребенка.
Именно в таких семьях происходит ситуация, когда родители создают себе новые семьи, в то время как воспитанием ребенка занимаются родственники со стороны матери или отца, у которых он проживает.
Среди неполных семей присутствует также разделение этих семей на материнские и отцовские, которые также называют монородительскими семьями.
Можно сказать, что нас сегодняшний день существуют следующие типы неполных семей: 1) внебрачная; 2) осиротевшая; 3) разведенная; 4) распавшаяся. Все эти типы семей имеют свои специфические особенности. В современном мире проблема неполных семей стоит довольно остро, что требует изучения ее динамики, тенденций, а также способов предотвращения ухудшения данного явления в обществе.
В неполных семьях проблемы с воспитанием возникают вследствие недостатка воспитательных ресурсов со стороны родителей (отсутствие одного из родителей). По мнению И.Ф. Дементьевой, чаще всего дети из неполных семей воспитываются без отца. Матери очень сложно сдерживать и скрывать свое негативное отношение к отцу; ее неприязнь довольно часто бессознательно отражается на их общем ребенке. Возможен и другой вариант, когда мать старается с избытком восполнить недостаток родительской заботы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка. Тем самым, неполноценное воспитание или вообще его отсутствие достаточно часто негативно влияет на формирование мировоззрения ребенка .
Ученые выделяют следующие ошибки, характерные для процесса воспитания детей в неполных семьях: 1) гиперопека (чрезмерная любовь и забота, вращающиеся психическими отклонениями); 2) ори
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно - нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2010 - №11 – С. 68-71
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2011 - №2 – С. 67-68
3. Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олейник Е.В. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 147- 154.
4. Бужинская Л. Ю. Особенности развития и воспитания младших школьников [Цифровой ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlyaroditelei/2016/01/23/osobennosti-razvitiya-i-vospitaniya-mladshih
5. Данилова М.В., Наумова Д.В. Особенности воспитания в неполных семьях. Проблемы современной науки и образования, 2013.
6. Ефимова Н. В. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста[Цифровой ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29- 09-03-14/76-psychological/14195
7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
8. Камышова Е.В. Дифференцированный подход в социальной работе с неполными семьями: теоретические и практические аспекты, 2007.
9. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - Москва “Просвещение” 2009
10. Максакова, Л. В. Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника / Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Р. Р. Баширова, Л. П. Кочина. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. - С. 35-38
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., доп. Москва: Академия, 2003
12. Нафикова Г.З. Понятие неполной семьи и её типы. Вестник Башкирского университета. 2009. С. 127-131.
13. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, — Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь», 2013.
14. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2002. - 272 с
15. Теория и методика воспитания в начальной школе: учебное пособие / Э.А.-Г. Юнусова. - Симферополь: ИТ “АРИАЛ”, 2018. - 208 с.
16. ФГОС начального общего образования (1-4 классы) [Цифровой ресурс]. - Режим доступа:https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=nach
17. Целуйко В.М. Неполная семья. Волгоград, 2006