Фрагмент для ознакомления
2
Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) — это основа успешной работы предприятий. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий.
Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъекты управленческой деятельности — менеджеров.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Именно «человеческий фактор» определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. Поэтому такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.[1]
Актуальность темы исследования состоит в том, что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным развитием потенциала кадров.
Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.
Теоретическая часть
Сущность организации, и ее особенности
Общество состоит из огромного количества различных организаций. Большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт.
На сегодняшний день термин «организация» понимают в узком смысле и широком.
В узком понимании организация представляет собой определенную группу людей (индивидов), которая образовалась ради достижения определенной цели за счет реализации совместных координированных действий. Эти цели могут быть совершенно различными: социальными, экономическими, хозяйственными, политическими и т.д.
Образованная отдельными индивидами организация как социально-экономическая система может быть зарегистрирована в установленном законодательством порядке в качестве юридического лица, после чего она в правовом плане обладает определенными правами и обязанностями.
Организация в широком смысле понимается как структура, регулирующая и упорядочивающая действия определенных лиц и социальных общностей.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно дать следующее определение организации. Под организацией понимается организационно-правовая форма, созданная и объединенная группой лиц, взаимодействующих друг с другом на основе принятой системы и структуры, методов и функций управления, во имя достижения корпоративных целей и решения социальных потребностей общества, путем поиска и реализации организацией новых экономических возможностей.
Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим требованиям:
• наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;
• наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
• наличие членов группы, которые работаю вместе для достижения цели (целей).
Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе – отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет 3 процесса:
- получение ресурсов из внешнего окружения;
- изготовление продукции;
- передача ее во внешнюю среду.
Данные процессы являются жизненно важными для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо устанавливать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.
Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации, и прежде всего его структуру. Управление осуществляет руководство функциональными процессами, протекающими в организации.
Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда
Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.
Каждую организацию характеризуют наиболее общие признаки. Основными признаками организации являются: наличие цели, правовой статус, обособленность, саморегулирование, организационная культура и др.
Наличие цели – главный признак организации, к ее достижению стремятся ее члены. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские разработки (НИР), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
Правовой статус характеризует обособленность юридического лица, функционирующего на основе определенной организационно-правовой формы.
Обособленность выражается в замкнутости внутренних процессов, которое обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах, в отношении тех или иных действий.
Саморегулирование является третьим признаком организации. Можно считать осуществление ее деятельности на основе принципа, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационной структуры, координирующей деятельность членов организации и обеспечивающей их единство.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляев, В.И.Практика менеджмента: учеб. пособие. - М.:КНОРУС, 2007.-256 с.
2. Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учеб. пособие.- М.:КНОРУС, 2009.- 512 с.
3. Основы менеджмента: электронный учебник/Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. - М.:КНОРУС, 2008.-496 с.
4. Полукаров, В.Л. Психология менеджмента: учеб. пособие/ В.Л. Полукаров, В.И. Петрушин.- 2-е изд., стер.- М.: КноРус, 2010.- 280 с.
5. Семёнов А.К., Набоков В.И.Основы менеджмента: учебник.-5-е изд., перераб.и доп.-М.: ИТК «Дашков и К», 2007.-556 с.
Дополнительная литература:
6. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя/Под ред. В.В.Кондратьева, А. Привалова.– М.:Эксмо: ЗАО «Группа Эксперт», 2007.
7. Алехина Л.Л., Анурина Т.М., Бочкарев Б.А., Егорова Т.Н., Легостаева С.А., Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2007.
8. Балдин К.В. Управленческие решения. – М.: Дашков и К*, 2007.
9. Большаков А..С. Менеджмент. Золотые алгоритмы.–СПб.: Питер, 2008.
10. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е. Менеджмент. Учеб. для вузов – М.: Высшая школа, 2008.
11. Глухов В.В., Коробко С.Б., Медников М.Д., Математические методы и модели для менеджмента. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2007.
12. Горелов Н.А., Вознаграждение работникам. Компенсационный менеджмент. – СПб.: ЛИК, 2007.
13. Огарев Г. 25 способов управления людьми.– М.: Рипол классик, 2008.
14. Ратников В.П., Голубь В.Ф., Лукашева Г.С. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2008.
15. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А., Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.:Питер, 2007.
16. Уорд М. 50 методик менеджмента.– М.: Финансы и статистика, 2007.
17. Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. – М.: Книж.мир, 2007.
18. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. Пер. с англ.– СПб.: Питер, 2007.
19. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебное пособие.– М.: Проcпект, ТК Велби, 2007.
20. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Экономист, 2007.
21. Глухов В.В. Менеджмент. Учебник.– СПб.:Питер , 2008
22. Дафт Р.Л. Менеджмент. Учебник для Вуз. – СПб.: Питер, 2007.
23. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В., Менеджмент. М.:Дашков и К*, 2007.
24. Коротков Э.М., Солдатова И.Ю., Чернышов М.А., Основы менеджмента.– М.:Дашков и К*; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.
25. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Менеджмент. Учебное пособие.– СПб.: Бизнес-пресс, 2008.
26. Мескон М.Х., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.СПб.; Киев:Вильямс, 2007.
27. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учеб.пособ./ - М.: КНОРУС, 2008.