Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы лидерства определяется известной незавершенностью научных разработок этого феномена как в теоретико-методологическом, так и в научно-прикладном, экспериментальном отношении. Потребность в создании оригинальной концепции лидерства, в ее теоретико-экспериментальном обосновании ощущается в отечественной социальной психологии.
Расширение и углубление понимания сущности, природа лидерства, его закономерностей и механизмов, его структуры и функций, процессуальных характеристик и др. требует новых разработок, нового аналитико-синтетического осмысления получаемых научных данных.
Лидерство, как социально-психологическое явление, может рассматриваться как одно из звеньев многошагового, многозвенного процесса управления.
В последние годы российские компании все больше внимания уделяли повышению эффективности своей деятельности. И в ближайшем будущем одной из ключевых задач российского бизнеса станет развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации. Однако, планируя мероприятия по развитию широкого лидерского потенциала, нельзя не учитывать некоторые особенности российской бизнес - среды, что основано на многолетних наблюдениях за деятельностью российских компаний и сравнении некоторых российских особенностей с зарубежными компаниями.
Россия обладает мощным лидерским потенциалом для выращивания лидеров, в стране активно развивается предпринимательство: в России есть бизнес-лидеры, которые могут формировать, развивать и реформировать крупные компании, способные конкурировать на глобальном рынке.
Более разноплановое и широкое изучение лидерства приходится на период научных изысканий Ф. Тейлора, когда было проведено очень много исследований по этой теме. Однако, до сих пор нет полного согласия по четкому определению того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Природа лидерства понимается лучше, если его сравнить с собственно управлением, так как быть менеджером и быть лидером в организации - это совсем не одно и то же. В своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, менеджер использует и полагается на должностную основу власти и источники, которые эту власть питают.
А лидерство - специфический тип отношений управления – базируется в большей степени на процессе социального воздействия или взаимодействия в организации и данный процесс является более сложным и требует тесную взаимозависимость его участников. В отличие от собственно управления, лидерство в организации полагается на последователей, а не на подчиненных, поэтому здесь отношения «начальник - подчиненный», которые относятся к традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».
В качестве объекта исследования выступает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ярковская средняя общеобразовательная школа», которая входит в состав Муниципального Управления образования Тюменской области.
Предметом исследования является управление персоналом на основе модели ситуационного лидерства в общеобразовательной школе.
Степень научной разработанности проблемы. Некоторые аспекты, относящиеся к лидерству и проблемам, связанным с формированием лидерства на предприятии в своих работах рассматривали такие авторы, как А.Р. Алавердов, О.М. Богданова, В.Р. Веснин, Д.Н. Егоров, С.А. Камионский, А.Е. Ловягин, и многие другие.
Вопросы стратегического управления персоналом и формирования лидерства в корпорации изучали В.Д. Маслов, В.Г. Пичугин, Н.В. Самоукина, А.В. Тебекин и другие.
Целью исследования является анализ современного лидерства: навыки, лидерские компетенции, этические аспекты использования власти.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-дать определение лидерства, его признаки и виды;
-рассмотреть механизмы выдвижения лидеров;
-охарактеризовать соотношение между формальным и неформальным лидерством;
-определить методы исследования;
-провести исследование;
-проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Структура работы включает введение, основную часть, которая состоит из двух глав, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
1.1. Сущность понятия лидерства и руководства
Лидерство- это условия формирования, проявления и существования авторитета менеджера, признания его заслуг, квалификации, опыта, человеческих качеств; это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от его полномочий . Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера-руководителя и лидера в одном лице, что встречается редко в практике управления. Иногда формальные полномочия, фактор формальной ответственности, исполнительства решений более высокого уровня мешают руководителю стать лидером и тогда в коллективе возникает неформальный лидер.
Здесь возможны 2 варианта отношений: противостояние - начинают действовать скрытые личные интересы, амбиции, возникает конфликт
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Конституция Российской Федерации (с изм. от 30 декабря 2018 года №6-ФКЗ и № 7 –ФКЗ) // Российская газета. 2019.
2. Федеральный закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с исправлениями от 11.01 2019) //СЗ РФ. 2019. Ст.1014.
3. Аксенов П.Д. Управление персоналом. М.: БЕК, 2019. - 316 с.
4. Бутакова О. А. Структура инновационного образовательного процесса. М.: Эллис, 2018. – 296 с.
5. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом.- М.: Юнити, 2020. – 289 с.
6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Триада, 2019. - 390 с.
7. Виханский О.С. Менеджмент- М.: Гардарика, 2020. – 371 с.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Юнити, 2020. - 480 с.
9. Гаврилова И.Н. Проблемы реформирования образования в современной России // Российская газета. 2020. С. 3.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом. М.: Нимб, 2018. – 390 с.
11. Жаркова Е. Руководитель школы в целостной системе управления // Народное образование. 2020 - №4. С.21.
12. Зотова Т.Я. Менеджер на предприятии. М.: Кнорус, 2021. - 210 с.
13. Мильнер Б.З. Теория организации. Лидерство. М.: ИНФРА-М, 2019. С.117.
14. Рясенцев Д.Ю. Современный менеджмент в образовании – М.: Инфра – М, 2020. – 446 c.
15. Свистунов П.И. Основы менеджмента. М.: Приор, 2018. – 252 с.
16. Фидлер Ф. Повышение эффективности руководства: концепция соответствия требованиям, предъявляемым к лидеру. – М.: НОРМА, 2019. – 375 с.
17. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации, М.: Бизнес-школа -Интел-Синтез, 2019.-446с.
18. Яковлев П.Ю. Направления кадровой политики образовательного учреждения. М.: ПРИОР, 2020. - 196 с.