Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Его мышление в раннем и дошкольном детстве формируется благодаря общению с взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в разнообразных формах предметной, игровой, предтрудовой бытовой и учебной деятельности.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что любые образовательные и воспитательные цели могут быть достигнуты лишь за счет формирования у детей умения самостоятельно мыслить. Затруднение решения логических заданий, логическое построение всей работы дошкольником ведет к большим трудностям в учебном процессе в школе, а далее во всей жизни. Необходимо с дошкольного возраста развивать операциональные умения ребенка. Особенно это актуально, для детей с нарушением зрения.
Поэтому особое значение приобретают исследования, направленные на раскрытие возможностей умственного развития детей с нарушениями зрения именно в дошкольном возрасте. Мыслительная деятельность играет важную роль в компенсации неполноценных: зрительного представления и восприятия у детей данной категории нарушений. Дети с нарушениями зрения обладают рядом специфических особенностей, которые вызваны наличием зрительного дефекта и связанных с ним вторичных нарушений психического развития.
Цель: рассмотреть компенсаторную роль мышления в познавательной деятельности лиц с нарушениями зрения.
Задачи:
- дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением зрения
- рассмотреть компенсаторную роль мышления у детей с нарушением зрения.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
Для детей, которые имеют серьезные нарушения зрения, характерно медленное развитие разных видов деятельности. Также является необходимым специально разработанное и направленное обучение ее элементам и главное исполнительное выполнение работы и обучения, т.к. двигательная сфера и ее процессы слабовидящих и слепых детей является наиболее уязвимой, влияние нарушений на двигательную активность оказывается большим.
С точки зрения Л.И. Солнцевой, развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. В дошкольном возрасте у слепых и слабовидящих детей ведущая деятельность игровая и предметная [9, с. 87].
При этом Н.Н. Иванова отмечает, медлительный темп формирования и развития предметных действий, вызывающие трудности в использовании самостоятельной деятельности детей [5, с. 74].
В возникновении предметной деятельности активно работает речь, которая создает мотивацию и ее понимание функционального значения различных предметов в окружении ребенка и его микро-социальной среде.
Для слабовидящих и слепых детей, как и для детей с нормой зрения, в основном является игра, активной деятельностью.
Сензитивный период в жизни ребенка с аномалиями в развитии, игра охватывает и повышает их реабилитационные возможности, и способствует их коррекции и компенсации многих дефектов. Зоной ближайшего развития, является игра средством всестороннего развития и познания окружающего мира для ребенка, поэтому воспитываются положительные качества индивидуальности и личности ребенка. При этом серьезные нарушение или ограничение функций зрительного анализатора, создает трудности при овладении, структурными компонентами в игровой деятельности: у детей обнаруживается бедность словарного запаса и развитие сюжета, планирование практических и игровых действий, содержания игры.
Л.С. Выготский считал, что развитие «…отношения ребенка к требованиям взрослого основным моментом, определяющим и характеризующим учебную деятельность» [1, с. 87].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
2. Денискина В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонений в их развитии // Искра, 2018. – С. 62.
3. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 240 с.
4. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – №3. – С. 26.
5. Иванова Н.Н. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики. – Тамбов: ПБОЮЛ, 2003. – 176 с.
6. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М.: Академия, 2018. – 480 с.
7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2018. – 271 с.
8. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. – М.: РАОИКП, 2019. – 54 с.
9. Солнцева Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2017. – 320 с.