Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………..……………………………………...3
Специфика понятия «мышление»………………………………………………5
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста…..10
Коррекция мышления в младшем школьном возрасте………………………13
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………..18
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Возраст от шести до восьми лет определяется важным внешним обстоятельством в жизни детей - их поступлением в школу.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни; начинаются активные процессы всестороннего психического развития, что находит свое отражение в формировании отдельных компонентов всех личностных сфер, в том числе и познавательной.
Всё это служит предпосылками для развития мышления ребёнка, его теоретического сознания. Мышление является одним из важнейших познавательных процессов, так как именно с помощью мысли мы познаем мир, рассуждая, анализируя и обобщая определенные результаты реальной действительности.
Проблема развития мышления в настоящее время особенно актуальна. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых, таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Б.М. Теплов и др.
Объектом исследования является мышление младших школьников.
Предмет - развитие мышления младших школьников.
Целью настоящего исследования является определение особенностей и возможностей развития мышления в младшем школьном возрасте.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы дать научное обоснование мышления как психического процесса, операций мышления;
2) изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
3) изучить возможности и условия развития мышления младших школьников.
Специфика понятия «мышление»
Мышление ребенка, проходя определенные возрастные этапы, выдерживает серьезные изменения. Ребенок развивается, растет. Вместе с антропометрическими данными ребенка изменяются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление.
В психологии существует множество определений понятия «мышление». Приведем некоторые из них.
По определению, С.Л. Рубинштейна, «мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами и явлениями» [7, с.17].
Л. Д. Столяренко отмечает, что в отличие от восприятия и памяти, которые стремятся отражать предметы и сохранять их образы, «целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате, которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней» [8, с.346].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т/А.В. Запорожец. – Москва, 1986. – Т. 2.
2. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 1981. - 200 с.
3. Маклаков, А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов./ А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
4. Педагогический словарь / [авт.-сост.: В. И. Загвязинский и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - Москва : Академия, 2008. - 343 с.
5. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.
6. Психология развития. Словарь. Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – Москва: ПЕР СЭ, 2006. – Т. 3.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705 с.
8. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Москва : Проспект, 2012. - 458 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации 2009. –URL: http:// минобрнауки.рф / документы / 922 (дата обращения: 19.01.2022).
10. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.