Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Личность формируется в итоге взаимодействия человека с миром во всех его проявлениях, но социокультурная среда – это не только первоочередной фактор, а почва, на которой растет личность. Именно это обеспечивает индивиду возможность выступать как культурный субъект, субъект общественных отношений и деятельности.
Одновременно с этим, личность связывается с обществом обратными связями. Можно отметить, что общество – это структура взаимодействующих личностей [4, с. 147]. В таком понимании личность – это единица социальной коммуникации. Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что рефлексия – важная составляющая формирования личности.
Рефлексией является «логическая форма познания особенностей личности себя и других» [7, с. 351]. Для рефлексии характерно усиление подверженности конкретным направленностям искаженного понимания специфики других людей на основе стереотипизации, когда по одной иди двум чертам относят человека к конкретному стереотипу, приписывают ему совокупность качеств, которые присущи данному стереотипу. На то, как воспринимается другой человек, влияет настроение самого человека. Если оно мрачное (например, по причине плохого самочувствия), то впечатления о другом человеке могут быть негативные [6, с. 33]. Известно, что при положительном эмоциональном отношении к сюжету, картине запоминается, в среднем, в два раза больше деталей, чем при негативном. Значит, чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полное и точное, важно положительный к нему настрой. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) - это перенос внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности. Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Целью данной работы является рассмотрение роли рефлексии в осознании жизненного опыта человека.
1 Развитие рефлексии у ребенка. Нравственная рефлексия
Рефлексия - это взрослое качество, которое ребенок в начальной школе может освоить только в зоне ближайшего развития. Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего школьного возраста наряду с развитием мышления, познавательного интереса, произвольности поведения. Это умение человека, как «кинопленку», прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая вперед, является механизмом, который осуществляет связь сознания с подсознанием. Нравственная рефлексия означает анализ самого себя с точки зрения должного. В русле светской этики должное будет определяться как «принятое большинством людей».
Компоненты нравственной рефлексии (и этапы):
1) знания - формирование нравственных представлений и понятий;
2) чувства - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума и воли, воспитание стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию;
3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации);
4) деятельность – постепенное накопление собственного социального опыта (участие в социальных акциях помощи другим и пр.).
Нравственная рефлексия включает также формирование отношения к себе, к окружающим (людям, природе, вещам), к труду, родине. Нравственное воспитание (и самовоспитание как его итог) немыслимо без нравственной рефлексии. Она важна на всех этапах воспитания (Рисунок 1):
Постижение смысла (нравственных ценностей) - Понимание,
усвоение - Углубление, работа над собой - Изменение себя, созидание
или:
Непонимание смысла - Отвержение - Изменение других, а не себя - Разрушение себя, деградация
Рисунок 1 – Развитие саморефлексии/обратный процесс
Ребенок учится вписывать свое «Я» в общество других людей. В таком соотнесении и возникает «точка зрения» золотого правила нравственности («Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе»), осмысление того, действительно ли он живет на его основе, как он соотносит свои цели с целями других людей (комфортно ли людям рядом со мной, не мешаю ли я кому-либо) [8, с. 165].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абишева А. К., Проблема соотношения сознания и Эго в философской онтологии Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. — 2020. — № 2. — С. 177-187.
2) Анисимов О. С., Проблемы трансляции культуры мышления и развития теоретической психологии // Мир психологии. — 2019. — № 3. — С. 80-93.
3) Клементьева М.В. Исследование рефлексии жизненного пути на материале создания автобиографического нарратива // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 30-39.
4) Куликова В. В., Организация процесса рефлексии как метода познания // Наука и школа. — 2019. — № 1. — С. 147-154.
5) Погодина О. А., Познавательно-возрастная шкала и возможности философствования // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 3. — С. 15-19.
6) Прохоров А. О., Рефлексивная регуляция психических состояний. — Москва : Институт психологии РАН, 2019. — 189, [1] с.
7) Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2020
8) Репецкий Ю. А., Место и роль экзистенциальной рефлексии в процессе личностного самоопределения // Мир психологии. — 2018. — № 3. — С. 165-173.
9) Рябышева Е.Н. Влияние рефлексии на развитие личности// Территория науки, 2014// https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-refleksii-na-razvitie-lichnosti (дата обращения 23.01.2022)
10) Савчук В. В., Доверие настоящему // Вопросы философии. — 2019. — № 7. — С. 75-81
11) Сизикова Т. Э., Мета-модель рефлексии в рамках мета-онтологии // Сибирский психологический журнал. — 2018. — № 68. — С. 6-31.
12) Симонян Т. А., Рефлексия как средство преодоления трудностей в работе с новым поколением студентов // Иностранные языки в школе. — 2020. — № 10. — С. 77-84.
13) Старовойтенко Е. Б., Парадоксы достижения самотождества Я: герменевтическая модель // Мир психологии. — 2020. — № 2. — С. 118-134.
14) Старовойтенко Е. Б., Самотождество Я во внутреннем диалоге // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2019. — Т. 16, № 3 (июль-сентябрь). — С. 434-456.
15) Старовойтенко Е. Б., Неразрешенные противоречия личности в жизненном движении к зрелости // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 4. — С. 15-31