Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня русский балет переживает довольно трудные времена. К сожалению, балетное искусство в определенном смысле перешло в состояние стагнации.
С другой стороны нужно отметить, что балетные училища по-прежнему выпускают молодых и талантливых танцоров. Это хороший знак, поскольку в России балетная школа также была самой передовой в мире.
Однако следует сказать, что сегодня наступает пора необходимости реформирования этой старой системы. Дело в том, что старые технологии обучения прыжкам мало чем отличаются от дореволюционных техник.
Современная наука способна обеспечить обучение танцора прыжкам с меньшими трудозатратами со стороны педагога, а так же меньшим риском получения травмы у самого танцора. В этом отношении цепочка обучения танцора не предполагает безопасного обучения. Другими словами речь идет о том, что принятая сегодня система обучения не предполагает или вернее не обеспечивает без травматичного обеспечения балету.
1. Место аllegro в классическом танце
Урок классического танца складывается из трех составляющих, из которых невозможно выделить самую важную. Экзерсис у палки, упражнения на середине, allegro — все эти компоненты в равной степени важны и необходимы для воспитания профессионального танцовщика. Преподавателю классического танца нужно обладать знаниями методики обучения каждому разделу урока.
У раздела allegro есть своя специфика. Он базируется на тех навыках, которые получил учащийся ранее, в упражнениях у палки, отточил на середине и перенес в самый сложный и наиболее близкий к сценическому танцу раздел урока — allegro. Нужно сосредоточиться на тех нюансах процесса обучения и методических рекомендациях, которые дают возможность достигнуть максимальной эффективности при изучении прыжков в средних классах [4].
Allegro — значительная часть урока классического танца. Многие вариации (у мужчин все), а также entrée состоят из различных прыжков.
Несмотря на то, что в каждом классе изучается разная программа, принципы подхода к освоению прыжков остаются едиными. Изменяются и усложняются конкретные задания. По мере освоения образовательной программы ускоряется темп, осваиваются новые формы ранее изученных прыжков, увеличивается количество повторений.
Программа классического танца для средних классов строится на изучении новых движений, повторении пройденного материала и его усложнении. Вводятся заноски entrechat-cinq, entrechat-trois. Педагог добивается от учащихся не только правильности исполнения, но и художественной выразительности [5, с. 21].
В средних классах некоторые прыжки исполняются в положении épaulement и в позах; вводятся комбинации, сочетающие средние прыжки со связующими движениями; начинается освоение больших прыжков (grand assemblé, grande sissonne ouverte) в их базовых формах. Отметим, что теперь в академию приходят более взрослые абитуриенты. Они раньше приступают к изучению сложных элементов экзерсиса, включая allegro. Например, заноски теперь входят в материал третьего года обучения.
Несмотря на большое количество новых деталей, нюансов и усложняющуюся в средних классах программу, суть allegro и правила его исполнения остаются неизменными независимо от года обучения. Важнейшие детали, которым нужно научить учащихся, — это толчок и приземление. Педагогу также необходимо воспитывать у учащихся баллон и элевацию, исходя из ясного понимания сути этих навыков и того, как они приобретаются.
Нужно пристально следить за правильностью положений тела и поз во время прыжков. Все эти составляющие преподавателю необходимо учитывать и в первом, и выпускном классах, при этом сосредоточиваясь на ключевых для конкретного этапа обучения целях и задачах [6, с. 33].
Нужно понимать и помнить, что прыжки в классическом танце — это очень сложный координационно и насыщенный технологически блок движений. Прыжки требуют хорошего владения, как базовыми навыками и техникой классического танца, так и специфическими приемами.
Говоря об allegro в средних классах, нужно, с одной стороны, вспомнить о тех общих правилах и условиях, которые необходимо соблюдать преподавателю, чтобы его учащиеся в совершенстве овладели техникой прыжка, и, с другой, — рассмотреть специфику данного раздела урока классического танца на среднем этапе обучения.
Напомним, что прыжки в классическом танце разделяются на несколько ключевых групп: «прыжки с двух ног на две ноги, прыжки с двух ног на одну ногу, прыжки с одной ноги на две ноги, прыжки с одной ноги на другую ногу, прыжки с одной ноги на ту же ногу» [2, с. 21].
К третьему-четвертому классам у учащихся уже есть арсенал прыжков всех этих типов. Теперь происходит как повторение пройденного, постоянная отработка «чистых» форм pas échappé, pas assemblé, pas jeté, sissonne ouverte, changement de pieds и т. д., так и переход к более сложным формам этих прыжков (в позах, с поворотом) и разным их комбинациям, а также к уже упомянутым заноскам. При этом на данном этапе недостаточно прорабатывать азы, шлифовать технику прыжка как такового, но и нужно дать ученикам почувствовать разницу между маленькими и средними прыжками — по силе толчка, высоте прыжка, технике приземления, координации тела.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб.: Лань, Планета музыки, 2000. – 191 с.
2. Лиханов Е.А. Методика начального изучения и развития заносок в классическом танце. – Казань: ГАПОУ Казанское хореографическое училище, 2021. – 30 с.
3. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Методики построения урока классического танца. – Новосибирск: Азимут, 2020. – 387 с.
4. Порывкина Е.Г. Allegro в средних классах: современный взгляд, традиционный подход // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, СПб, 2020 – Электронная научная библиотека КиберЛенинка – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/allegro-v-srednih-klassah-sovremennyy-vzglyad-traditsionnyy-podhod (точка доступа 04.02.2022).
5. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М.: Искусство, 1981. – 479 с.
6. Фадеева А.Ю. Прыжки в балете. Вчера. Сегодня. Завтра. – Владивосток: СпецЛит, 2019. – 588 с.
7. Цискаридзе Н.М., Кузнецов И.Л. Пять экзаменационных уроков классического танца П.А. Пестова. – СПб.: Акад. Рус. балета им. А.Я. Вагановой, 2018. – 200 с.