Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эмоции – неотъемлемая часть нашей жизни. Не будь эмоций, мы бы не знали что такое любовь, привязанность, честь, лживость, нравственность, смущение и изумление. Эмоции есть самый древний регулятор поведения человека, а потому за все время люди сумели их достаточно подробно изучить.
Эмоции связаны со всеми познавательными процессами человека, без них наше существование просто обесценивается. Физиология человека также взаимодействует с эмоциями. Иногда подавление эмоций может привести к серьезным физиологическим и психическим заболеваниям.
Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Данное определение можно найти в большом психологическом словаре.
Часто эмоции определяют как особенный вид психических процессов. Уникальность их заключается в том, что они могут являться не только выражением переживания отношения человека к чему-либо, но и целостной эмоциональной реакцией, включающей в себя как психический, так и физиологический компонент. Иногда эмоции даже называют внутренним языком человека, ведь положительные и отрицательные эмоции возникают в результате удовлетворенности или неудовлетворенности субъекта той или иной ситуацией.
Целью данной работы является рассмотрение функций и видов эмоций у человека.
Задачи:
- описать различные точки зрения на психологию эмоций;
- рассмотреть теории эмоций;
- описать функции эмоций;
- проанализировать виды эмоций.
1 Общее представление о психологии эмоций. Теории эмоций
В большой медицинской энциклопедии эмоции определяются как физиологические состояния организма, которые имеют яркую субъективную окраску и охватывают все виду переживаний и чувств человека.
В теории П. К. Анохина (её также называют биологической) эмоции являются биологическим продуктом эволюции, приспособительным фактором в жизни животного.
П. К. Анохин считал, что отрицательные эмоции возникают тогда, когда какая-то потребность субъекта не удовлетворена. Отрицательные эмоции мотивируют субъекта достигнуть удовлетворения потребности как можно быстрее. После того, как желаемая цель достигнута и потребность удовлетворена, возникают положительные эмоции
Положительная эмоция является конечным подкрепляющим фактором. Если человек, удовлетворив потребность, испытал яркие положительные эмоции, это закрепится в его памяти и впоследствии будет мотивировать субъекта удовлетворять потребность путем, с помощью которого был достигнут успех. Если же потребность не удовлетворяется, субъект испытывает беспокойство, и это наоборот способствует поиску новых путей достижения цели.
Если потребность была удовлетворена неоднократно, притом ее удовлетворение вызывало положительные эмоции, обучение деятельности, связанной с достижением успеха, происходит быстро и закрепляется эффективно. И наоборот, постоянные неудачи и отрицательные эмоции способствуют остановке неэффективной деятельности и началу поиска новых, более эффективных способов удовлетворения потребности.
В основе биологической теории лежит принцип о том, что любой приспособительный акт, в том числе и эмоции, имеют целостную физиологическую архитектуру. Одна из важных характеристик положительных эмоций – действие, закрепляющее его. Однако, такое закрепляющее действие возникает не всегда. Его появление возможно только тогда, когда аффекторный акт деятельности, непосредственно связанный с удовлетворением потребности, совершается одновременно и совместно с абсолютным полезным эффектом.
Биологическая теория утверждает, что удовлетворение какой бы то ни было потребности и возникновение положительной эмоции возможно только тогда, когда результаты произошедшего действия полностью соответствуют всем пунктам в поставленной цели. Если фактический результат не совпадает с результатом ожидаемым, возникает проблемная ситуация и полного удовлетворения потребности не происходит.
Исходя из биологической теории эмоций, все эмоциональные процессы обладают одинаковой физиологической архитектурой. Такая архитектура может рассматриваться как некая закономерность, объединяющая эмоциональные процессы, начиная от самых примитивных и грубых растительных, и заканчивая сложными, высшими эмоциями. Однако, стоит понимать, что данная архитектура не делает все эмоциональные процессы тождественными, равными между собой, она лишь выделяет в них некоторые общие закономерности. То, что удовлетворение потребности достигается только путем полного соответствия результата с целью – есть пример такой общей закономерности. Именно на основе этой закономерности и произошло развитие эмоциональных процессов от примитивных растительных ощущений до форм удовлетворения потребностей, так называемых высших, характерных только для человека.
В рамках психоаналитической теории, основанной З. Фрейдом, точного определения понятию эмоции не дается, так как представители этого направления по-разному трактуют данный термин. Так, сам З. Фрейд в ранних работах описывал аффекты (эмоции) как единственную побудительную силу психической жизни, а в поздних – аффекты как пробуждающие фантазии и желания индивида
Большая роль З. Фрейда в вопросе изучения природы эмоции отводится потому, что он первым обратил внимание на сущность и роль бессознательного, обращая внимание на то, что человек есть существа не рациональное, а управляемое эмоциональными силами, происхождение которых не осознается. На основе наблюдений уместных и неуместных эмоциональных проявлений Фрейд пришел к пониманию мотиваций внутри бессознательного. Эмоции являются средством для избавления от состояния напряжения и для понимания состояния удовольствия. Также З. Фрейд описал защитные психологические механизмы, которые помогают человеку избавиться от негативных переживаний (отрицание, вытеснение, рационализация, проекция, замещение, регрессия, сублимация) .
Последователь Фрейда А. Адлер выделял в человеке общественное чувство, «чувство общности». Исходя из этого Адлер выделял два вида эмоций:
- не связанные с обществом, относящиеся к достижению индивидуальных целей (гнев, страх, отвращение);
- связанные с обществом, способствующие социальному взаимодействию (радость, смех, симпатия).
Концепция бихевиоризма понимает человека как реагирующее, действующее обучающее существо, которое запрограммировано на определенные реакции, действия и поведение. Посредством изменения стимулов и подкрепления возможно смоделировать нужное поведение, в частности эмоциональные реакции. Так. Дж. Уотсон не различал выработку эмоциональных реакций у человека и физиологических рефлексов у животных, предполагая, что все эмоциональные проявляется представляются результатом выработки классических условных
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева Г. М Социальная психология [Текст]. – М.: Наука, 2019.
2) Анохин, П.К. Большая медицинская энциклопедия: эмоции Т. 35 [Текст] / П.К. Анохин СПб.: . 2–е изд. 1964, с. 339–367
3) Изард Е. Психология эмоций [Текст] / Е. Изард. СПб.: Питер, 2019 – 464 с.
4) Красавцева Ю. В., Эмоциональный и академический интеллект как предикторы стратегий в игровой задаче Айова (IGT) // Психологический журнал. — 2018. — Т. 39, № 3. — С. 29-35
5) Майер Г. Психология эмоционального мышления //хрестоматия по общей психологии . психология мышления/под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер , В.В. Петухова. - М., 2016
6) Немов Р. С. Общие основы психологии [Текст] /Р.С. Немов Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. — Т. 1. — 688 с.