Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В зависимости от вида деятельности коммерческой организации финансовый результат может напрямую зависеть от закупки и дальнейшего применения материалов. Правильно организованный синтетический и аналитический учет материалов и точный расчет себестоимости продукции, работ, услуг ведут к корректному формированию налогооблагаемой базы, а также играют большую роль в сохранности материальных запасов.
В соответствии с вышеизложенным, данная тема контрольной работы актуальна, в связи с необходимостью своевременного и достоверного ведения учёта, оценки и аудита материалов в организации, позволяющего получать полную и развёрнутую информацию о них.
1. Теоретические основы учёта и оценки материалов
1.1 Нормативно-правовое регулирование аудита поступления материалов
В настоящее время в России сформирована пятиуровневая система нормативного регулирования аудита поступления материалов.
Первый уровень – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
В нем определены понятие аудиторской деятельности, порядок осуществления и оформления результатов аудита. Это концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ, который должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых актов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете» и др.
Второй уровень – документы предназначены для регулирования вопросов проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, предоставление информации и отчетности о деятельности аудиторских фирм и аудиторов и т.п.
Третий уровень – Международные стандарты аудита (МСА). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего, арбитражным судом. Стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения, с их помощью аудитор сможет выбрать методику, необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки. МСА вступили в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2017 г. [15, с.234]
Четвертый уровень методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому уровню относятся также стандарты, устанавливаемые саморегулируемыми организациями аудиторов для своих членов. Данные стандарты определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным МСА, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Требования этих стандартов не должны противоречить требованиям МСА.
Пятый уровень – документы (внутрифирменные стандарты), необходимые для реализации МСА и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов, организации на основе стандартов аудиторской деятельности.
Ключевая роль в правовом регулировании аудиторских мероприятий в данной области отведена Федеральному Закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», датированному 30 декабря 2008 года (ред. от 08.06.2020). В нем прописаны особенности реализации проверки на разных этапах, требования к аудиторам и их деятельности, правила подведения итогов и их документирования.
Международный стандарт аудита (МСА) представляет собой справочник, в котором приведены общепринятые нормы проведения аудита. Он был создан для гармонизации стандартов аудита на международном уровне.
По состоянию на конец 2021 года действует 18 стандартов финансовой отчетности (МСФО/IFRS) и 26 стандартов бухгалтерского учета (МСБУ/IAS), согласно которым проводиться аудиторская проверка в нашей стране.
Особое значение при проведении аудита материалов имеют Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 23.04.2004 года, в которых изложена методика проверки производственных запасов. Данная методика носит рекомендательный характер и может быть принята за основу при разработке внутрифирменных стандартов аудита производственных запасов.
1.2. Понятие материалов и учет их поступления
Согласно пункту 42 ФСБУ 5/2019 «Запасы» материалы – это вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы [8].
Запасами согласно ФСБУ 5/2019 считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла коммерческой организации, либо используемые в течение периода не более двенадцати месяцев.
Основным новшеством ФСБУ 5/2019 является то, что теперь запасы приходится оценивать дважды- при поступлении и после признания. Причем в первом случае правила оценки различных видов запасов будут существенно отличаться друг от друга.
Все запасы в учете нужно признавать по фактической себестоимости. Для материалов фактическая себестоимость будет представлять собой суммы расходов, направленные на приобретение активов, их доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию или продаже. Если материалы получены безвозмездно или расчеты с их поставщиком осуществлены неденежными средствами, то материалы придется оценивать по справедливой стоимости. В первом случае - получаемых безвозмездно материалов. Во втором-передаваемого имущества. Определение указанной стоимости дает МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».
Основной счет для учета материалов – это активный счет 10 «Материалы». По дебету отражается поступление материалов, по кредиту выбытие. К счету может быть открыт ряд субсчетов, а на каждом субсчете может вестись аналитический учет по каждому конкретному виду материалов (сорт и наименование) и по местам их хранения.
Поступление материалов оформляется первичными документами:
- приходный ордер (форма №М4) – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;
- акт о приемке материалов (форма №М7) – для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;
- требование-накладная (форма №М11) – используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;
- карточка складского учета (форма №М17) – предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;
- акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М35) – применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
2. Аудит поступления материалов в организации
2.1 Сущность аудита поступления материалов
Аудит поступления материалов является часть аудита материально-производственных запасов. Аудит материально-производственных запасов является одним из самых перспективных и существенных видов контроля за деятельностью коммерческой организации.
Целью аудита поступления материалов является проверка подлинности данных бухгалтерской отчетности, реального состояния учета и хранения материалов.
Во время проведения проверки аудитор должен получить необходимые доказательства точного отражения в финансовой отчетности бухгалтерских данных о поступлении и наличии всех материалов. Осуществить полную проверку документооборота в крупной компании невозможно, поэтому применяют выборочный аудит. Перед составлением плана проверки аудитору необходимо изучить, в каком состоянии находится бухгалтерский учет и система внутреннего контроля, и затем принять решение о размере аудиторской выборки.
Аудит поступления материалов будет состоять из трех частей [18, с.134]:
- изучение условий для выполнения поставленной задачи и планирование аудита;
- действия, связанные непосредственно с самой проверкой.
- составление заключения об ошибках и рекомендаций по их устранению.
Какие методики применять, аудитор определяет в процессе подготовки к аудиту, исходя из поставленных перед ним задач и хозяйственно-коммерческой деятельности проверяемой организации.
Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры [15, с.209]:
- бухгалтерский баланс;
- сводные регистры синтетического учета (главная книга, оборотно-сальдовая ведомость и т. д.);
- регистры аналитического учета по счетам материалов и запасов (аналитические ведомости и др.);
- положение об учетной политике по организации;
- первичные документы на прием материалов (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты приемки-передачи, учетные складские карточки и др.);
- договоры на поставку сырья, материалов;
- приказы о проведении инвентаризации;
- документы по результатам проведения инвентаризации (акты, сличительные описи, решения по принятию результатов проверки);
- договоры с поставщиками всех видов материалов.
Процесс закупки материалов - ответственная часть в большинстве коммерческих организаций и требует особого внимания со стороны работников фирмы и проверяющих. Аудитору здесь нужно проконтролировать наличие необходимых документов, выполнение условий договоров на поставку и отгрузку, а также работу сотрудников компании. Аудит материалов считается одним из самых сложных, так как номенклатура материалов может исчисляться тысячами единиц, а информация по их учету и движению составлять до 50% всей информации по управлению бизнесом.
2.2 Проведение аудита материалов в организации
Для проведения аудита поступления материалов выберем условную организацию ООО «Полюс». Это субподрядная компания, которая занимается монтажом и ремонтом внутридомовых инженерных сетей (отопление, водоснабжение, индивидуальные тепловые пункты, пожарные станции). У неё нет готовой продукции, она оказывает работы и услуги в строительной отрасли. Для выполнения работ и услуг производиться закупка труб стальных и пластиковых. фитинги к ним, насосные станции и другие изделия., которые учитываются в организации на счете 10 «Материалы».
Заключение
Аудит поступления материалов является частью процедуры аудита товарно-материальных запасов, осуществляемого с целью подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности.
С 2021 года российские организации учитывают материалы в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Основной задачей аудита поступления материалов является установление корректности отражения фактов хозяйственной жизни коммерческой организации, имеющих отношение к данному участку учета, в бухгалтерском учете и отчетности.
Аудит поступления материалов можно разделить на следующие этапы:
- предварительный - изучение аудитором применяемой системы учета материалов (включая изначальное знакомство со спецификой деятельности организации, используемыми в целях учета материалов программными средствами);
- нормативный - анализ действующей учетной политики на предмет закрепленных учетных подходов и методик, связанных с материалами, и их соответствия нормативным требованиям;
- организационный - исследование внутренней организационной документации компании, связанной с функционированием системы учета материалов (приказы о проведении инвентаризации, наличие и содержание договоров о материальной ответственности, внутрифирменные положения и инструкции по обеспечению сохранности и по порядку исполнения процедур по учету материалов);