Фрагмент для ознакомления
2
Клиническая картина акустико-гностической сенсорной афазии.
Афазия – это системное нарушение речи, состоящее в полной или частичной потери речи и обусловленное локальным поражением одной и/или более речевых зон мозга. Термин впервые предложил французский исследователь Поль Брока. Название происходит от греческого «фазио» - говорю, приставка «а» означает – нет (отрицание), дословно – не говорю.
Афазия в большинстве случаев возникает у взрослых (вследствие ЧМТ, инсультов, нейроинфекций и т.д.), но бывает и у детей после 3-х лет, когда речь хотя бы частично сформирована. При этом достаточно редко наблюдается тотальная афазия – полное отсутствие речи, поскольку во всех остальных случаях остатки речи могут присутствовать.
Системность речевого расстройства подразумевает наличие первичного дефекта и вытекающих из него вторичных нарушений речи. Обязательное условие: нарушение процессов не только внешней, но и внутренней речи.
Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях: дизартрии (нарушений произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма), аномии (трудностей называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения и межполушарного взаимодействия), алалий (расстройств речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности), моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др.
Сенсорная (акустико-гностическая) афазия возникает при поражении верхневисочных отделов так называемой зоны Вернике. В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смысло-различительные функции. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи -понимания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. – Л.: «Медицина», 1964
2. Бердникович Е. С., Особенности социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 1. — С. 155-160
3. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., «Просвещение», 1991.
4. Визель Т. Г. Афазия: понятие и мозговые механизмы. Альманах «Исцеление»: Вып.7/ Под ред. Проф. И. А. Скворцова. – М.: 2006
5. Лапина Н. М., Особенности распада речевой функции у больных с сенсорной афазией в остром периоде заболевания // Логопедия. — 2017. — N 4. — С. 14-20
6. Можейко Е. Ю., Коррекция посттравматических когнитивных нарушений у пациентов с сопутствующей афазией // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2021. — Т. 121, № 5. — С. 52-60
7. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2019