Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пятая соната C-dur, op. 38 (первая редакция — 1923) и ор. 135 (вторая редакция — 1952—1953) посвящена П. Сувчинскому — видному музыкальному деятелю, одному из издателей журнала «Музыкальный современник». Она была написана в Германии (Эттале).
После наиболее романтической и, главное, наиболее национально-определенной Четвертой сонаты Пятая производит совсем иное впечатление. В ней ощущаются некоторая национальная «нейтральность» (вторая и третья части), черты камерно-сонатинной «скромности», известная «изощренность стиля».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Соната начинается выразительной, графически четкой главной партией. Ее характер созерцателен, в звучании чувствуется эмоциональная нейтральность. Идиллически спокойной широте кантилены противостоит нарочито суженная манера изложения. Светлое лирическое настроение главной партии продолжает линию предшествующих лирических образов Прокофьева (например, первой и третьей частей Первого скрипичного концерта, ор. 19).
Не случаен и народный лад, к которому тяготеет тема главной партии, — миксолидийский. Лад этот придает музыке характерную мягкость, а также распространенную в русской народной музыке переменность — колебание между мажором и минором.
Начальное группетто и аккомпанемент (словно бы фигурации струнных в клавирном изложении) воспроизводят фактуру галантного европейского стиля конца XVIII века.
После короткой связующей партии на новом материале появляется побочная — изысканно красочная и несколько загадочная. Это рассказ (narrante - повествовательно) о чарах колдовства (ему предшествуют два вводящих такта созерцательного раздумья с ремаркой penseroso). Призрачная и таинственная тема в правой руке проводится на фоне неизменной по рисунку, но различной по окраске повторяющейся хроматической фигуры в левой (в основе ее — опевание опорных звуков, сначала ми, потом фа). Этот фон сопровождения создает ладово-гармоническую неустойчивость. После просветленного образа главной партии, по-моцартовски ясного, затуманенный и холодный образ побочной воспринимается как нечто исходящее от колдовских чар (целотонные последования и звукоряд тон-полутон).
Разнородность гармонических ресурсов главной и побочной партии бросается в глаза на фоне близости их основных тонов: это как бы параллельные тональности C-dur и a-moll.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М.: Издательство «Музыка», Ленинградское отделение, 1971. 376 с.
2. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1977. 238 с.
3. Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. 257 с.
4. Двоскина Е. М. От modulatio к модуляции: в поисках общего знаменателя // Музыкальная академия. 2004. №3. С. 164–166.
5. Демидова А. К. «Путь к новой музыке» по Николаю Рославцу // Сто лет русского авангарда / редактор-составитель М. И. Катунян. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. С. 82–91.
6. Дьячкова Л. С. Гармония в западно-европейской музыке IX–XX веков. М.: РАМ им. Гнесиных, 2009. 231 с.
7. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. I, II. М.: Государственное издательство. Музыкальный сектор, 1924, 1925. 102, 82 с.
8. Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. 616 с.
9. Оголевец А. С. Введение в современное музыкальное мышление. М.: Музгиз, 1946. 450 с.
10. Орджоникидзе Г. Ш. Фортепианные сонаты Прокофьева. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 151 с.
11. Прокофьев С. С. Дневник. Т.2. Paris: sprkfv, 2002. 880 с.
12. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969. 242 с.
13. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Электропечатня нот П. Юргенсона в Москве, 1909. 361 с.
14. Тюлин Ю. Н. Современная гармония и её историческое происхождение // Вопросы современной музыки. Л.: Музыка, 1963. С. 129–182.
15. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. Ч. I‒II. М.: Музыка, 1996, 2001. 96, 192 с.
16. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. Ч. III. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. 194 с.
17. Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Ч. I‒II. М.: Издательский дом «Композитор», 2005. 467, 613 с.
18. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 2003. 544 с. 19. Холопов Ю. Н. Задания по гармонии. М.: Музыка, 1983. 287 с.
20. Холопов Ю. Н. Музыкальные формы классической традиции. Статьи. Материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012. 564 с.
21. Холопов Ю. Н. Наблюдения над современной гармонией // Советская музыка. 1961. № 11. С. 50–55.
22. Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. 287 с. 23. Холопов Ю. Н. Современные черты гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967. 477 с.
24. Холопов Ю. Н. Ступени и функции или как определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов-на-Дону: РГК, 2002. С. 106–121.
25. Холопова В. Н., Холопов Ю. Н. Фортепьянные сонаты С. С. Прокофьева. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. 88 с.