Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Представление о том, кто такие стригольники XIV-XV вв., было сформировано в истории на основе двух групп источников, что относятся к 1350-1380-м и к 1416-1427 гг. Данные источники – поучения высшей церковной власти, что были направлены против гуманистов Новгорода и Пскова, что назывались их противниками «стригольниками». Под последними понимали сторонников и последователей расстриженного дьякона Карпа. Рассматриваемые источники изучались, и, поскольку не было материалов по стригольникам, ученые доверчиво отнеслись к обвинениям церковников, осуждаемым стригольниками.
С точки зрения духовенства, наименование «стригольник», «стригольники» - уничижительное, постоянно напоминающее о неполноправности, низверженности, внезаконности как самого человека,
считающего себя учителем народа, так и его учеников, тоже стремящихся к проповеднической деятельности .
Если первоначально слово «стригольник» обозначало персонально
самого Карпа после снятия с него сана, то в дальнейшем оно
распространилось и на всех «стригольниковых учеников». К сожалению, нам неизвестно время интердикта, в год, который Карп был отлучен от церкви, так как тогда мы знали бы точно, с какого времени церковная оппозиция стала обозначаться термином «стригольники».
Целью данной работы является рассмотрение произведения Рыбакова Б. А. «Стригольники: Русские гуманисты 14 столетия».
Основная часть
Б. А. Рыбаков в своей монографии задается вопросом: а на самом ли деле истинны обвинения стригольников? Ведь основным обвинением было то, что стригольники не принимают одно из основных христианских таинств – причащение. А значит, они не признавали существование загробной жизни, царствия небесного и воскресения мертвых. Если это обвинение справедливо, тогда стригольники – не христиане…
Б. А. Рыбаков пытается продемонстрировать, что у новгородских стригольников в третьей четверти XIV в. был свой обряд: каяться перед причастием не священнику, а у огромного креста, который был врыт в землю, на котором были вырезаны слова покаянной молитвы, где упоминаются «отданье грехов» и «вечная жизнь». В центре креста оставлялось место для написания имени того, кого пришла очередь каяться.
Анализ фресковой росписи пригородных церквей Новгорода Б. А. Рыбаковым продемонстрировал, что некоторые храмы (церковь Успения на Волотовом поле) были предназначены, в том числе, для принятия причастия. Строгая роспись только в алтарной части с фигурами лишь двух святителей связана с тем, что у художника было желание продемонстрировать приглашение причаститься не только «верным», но и «оглашенным». Б. А. Рыбаков видит в этом стремление церкви найти компромисс со стригольниками .
Рассматривая памятник - Людогощинский крест 1359/60 г. Якова Федосова – можно сказать, что поклонение стригольников «древу разумному» являлось осознанным стремлением рассказывать о разумном отношении к христианской литературе, которая допускает непосредственное обращение человека к богу.
Автор исследовал и Фроловскую псалтырь XIV в. Фронтиспис этой псалтири включает в себя изображения двух новгородцев, что отошли от церкви. Они наполовину опутаны дьявольскими сетями, поднимают к нему модели своих домов, где в одиночестве остаются с богом. Новое учение здесь олицетворяет петух-шантеклер. Псалтырь написан в духе стригольников, есть такие фразы, как «Исповедайтеся господеви!» (вместо «исповедайте господа»). Сюда же добавляются «покаянные гласы», в которых есть молитвы к Христу, Троице, Богородице. В гласах присутствует много личного. В середине псалтири нарисована крупная надпись с именем Степана (скорее всего, приходит к выводу автор, это имя автора гласов; скорее всего, это автор «Странника», новгородец Степан).
Б. А. Рыбаков ликвидирует неправильное представление о стригольниках как о тех, кто отвергает покаяние и причащение.
Стригольники, как пишет автор, на самом деле не допускали покаяния в своих грехах своему священнику.
В церковной жизни тема всеобщего покаяния, всенародного моления о избавлении от казни выдвигается на первое место, и вопросы, связанные с этой обрядностью, становятся под контроль всех слоев населения.
Церковь предписывает следить за тем, чтобы церковники являлись нравственными людьми, благопристойными. Тем не менее, в церковной среде всегда существовало соперничество. Священников оттесняли «простецы»-миряне, среди которых в Новгороде и Пскове было много грамотных и достаточно образованных людей.