Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Карнавальная тема, нередко воспринимается как почти чужеродный для философской мысли М.М.Бахтина элемент .
Можно отметить в границах одной теории, толпу на карнавальной арене, размытые контуры индивидуального тела в гротескном образе, идею родового тела, с персонализмом Бахтина, с ее подчеркиванием несовместимости я и другого. Похоже на то, что сам Бахтин здесь никаких противоречий не видел. Тема карнавала легко сочетается с принципиальным персонализмом в его рабочем дневнике .
Однако в произведении «Проблемы поэтики Достоевского», которое чуть ли не самое важное произведением бахтинского персонализма, написанное к третьему изданию четвертая глава определяет карнавал главным в историческом развитии романа, что приводит к формированию полифонического романа Достоевского .
Для написания работы и восстановления данного контексту потребуется реконструкция основных стадий развития бахтинской мысли (что, своего рода рискованно, так как у нас нет полного изложения бахтинской философии, есть лишь фрагменты, которые содержат много противоречивых моментов, и в разных трактовках эти моменты могут укладываться по-другому). Эта реконструкция – история развития единой философской концепции, в которой есть эволюция, но нет революционных потрясений. В даном процессе развития Бахтин многое пересмотрел и переосмыслил, как мы увидим в дальнейшем, порой бывали и довольно резкие повороты, однако какая-то часть его мыслительной традиции сохранялась.
1. М.М.Бахтин и его концепция карнавала
Михаил Бахтин — известный теоретик культуры, филолог в России и один из самых известных русских философов 20 века. В его работах можно найти такие понятия и концепции как полифонический роман, событие-философия поступка и диалог-хронотоп. Сопоставление идей, понятий, введенных и разработанных М. Бахтиным, с аналогичными идеями русских религиозных мыслителей начала ХХ века и многими другими идеями европейских мыслителей ХХ века. Работы российских и зарубежных исследователей посвящены его идеям. [1].
Первое теоретическое представление о празднике мы находим в концепции карнавала М. Бахтина. Многие на этом и останавливаются, тем и довольствуются. Тем не менее, при более глубоком исследовании текста М. Бахтина, его осмыслении и изучении возникает множество вопросов, на которые нет ответов в тексте. Первое впечатление – что проблема карнавала (популярного праздника) решена, вопрос закрыт. Тем не менее вопросов возникает все больше и появляется все новых. Необходимо новое, более внимательное прочтение Бахтина.
Свою концепцию карнавала М. Бахтиным создает в трех работах:в книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Ренессанса и средневековья», в том числе в главах «Раблезианский хронотоп» и «Фольклорные основы раблезианского хронотопа» его книги «Формы хронотопа и времени в романе» и в одной из глав работы «Проблемы поэтики Достоевского». Книга о Рабле, приложения и материалы занимают 2 книги в собрании сочинений М. Бахтина.
Из всех размышлений М. Бахтина конкретно концепция карнавала вызывает самое большое количество споров и возражений. В теории М. Бахтина основа карнавала состоит в «инверсии двоичных противопоставлений»: епископ – это богохульник и сквернослов, король - шут, низ – это верх, зад и половые органы - голова.
Неадекватность концепции карнавального праздника М. М. Бахтина исторической действительности отмечали многие исследователи. На рубеже эпох и в ситуации смены парадигм, в ситуации, сложившейся на рубеже эпох (время «смены» парадигм), Бахтин рассмотрел вполне определенный период в культуре: период «смены парадигмы», ситуацию, сложившуюся на рубеже. Схема противостояния «официальной» и «смеховой культуры», «карнавализации сознания» соответствует как Средневековью, так и Ренессансу, ее необходимо экстраполировать и на иные периоды истории, у нее универсальный характер. Описывая амбивалентность культуры, ее внутреннюю противоречивость, Бахтин определяет механизм ее самодвижения. Суть в глубинных основаниях культуры, динамике и универсальности культуры, в историческом процессе, в механизмах преемственности, диффузии и цикличности культуры и пр. Концепция карнавала Бахтина является моделью, обнаруживающей глубинную суть исторических и культурных процессов самой различной природы и дает возможность объяснить механизм исторических и культурных трансформаций.
В настоящее время «бахтинология» сформировалась почти в целую науку. Библиография работ о Бахтине почт и неохватна. Идеи Бахтина имеют большую популярность. Бахтин стал созвучен с эпохой постмодерна, он считается чуть ли не первым постмодернистом [7].
Однако, концепция карнавала М. М. Бахтина вызвала при своем появлении неоднозначное отношение, и сейчас она признана не всеми.
2. Историософский подход и амбивалентность
Можно говорить о так называемой историософии Бахтина, при всех негативных трактовках данного термина. Историософский подход традиционен для русской философии. Историософию можно рассматривать как конкретный набор мировоззренческих и общественных идей, которые являются оценочными критериями в философской системе трактовке истории, как допустим «идеология истории». Это приводит историософию за пределы собственно науки.
У идеи амбивалентности есть важное место в концепции М. М. Бахтина. И сама мысль, и тексты Бахтина амбивалентны: они нуждаются в отказе от некоторых обычных приемов мысли, в том числе - от установки на однозначную систему оценок [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамян Л. А. Смех как движущая сила и побочный продукт праздника / Л. А. Абрамян // Смех: функции и истоки. - СПб.: Наука, 2012.-С.63-75.
2. Аверинцев С. С. Бахтин, христианская культура и смех / М. М. Бахтин // С. С. Аверинцев как философ. - М.: Наука, 2012. - С.8-20.
3. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): т. - 2-е изд., перераб. и доп. / А. Ахиезер. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2018. - Т.2: методология и теория. Словарь. - 815 с.
4. Баткин Л. М. философия культуры и смех Панурга / Л. М. Баткин // Вопр. философии. 2017. - №13. - С.116-124.
5. Бахтин М. М. К вопросам методологии эстетики словесного творчества // Собрание сочинений. - М: Языки славянской культуры, Русские словари 2013. -Т.1.- С.409-427.
6. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М.: Советская Россия, 2019. - 331 с.
7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Ренессанса и средневековья. - 3-е изд. / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 2020. - 554 с.
8. Бердяев Н. Философия свободы // Бердяев Н. Судьба России: соч. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; X.: Изд-во Фолио, 2021. - С.30-275.
9. Василькова В. В. хаос и орядок в развитии социальных систем: (теория социальной самоорганизации и синергетика) / В.В. Василькова. - СПб.: Издательство «Лань», 2019. - 491 с.
10. Гваттари Ф., Делёз Ж. Анти-Эдип: шизофрения и капитализм / Ф. Гваттари, Ж. Делёз. - Екатеринбург: У-Фактория, 2017. - 674 с.
11. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. / К. Гирц. - М.: РОССПЭН, 2014.
12. Гоготишвили Л. А. инварианты и варианты Л. А. Гоготишвили / М. М. Бахтина // Вопр. философии. - 2019. - №2. - С.116-134.
13. Гринштейн А. Л. маскарад и карнавал: два типа культуры // «На границах». Зарубежная литература от современности до средневековья: Сборник работ. - М.: ЭКОН, 2020. - С.23-44.
14. Гройс Б. Тоталитаризм карнавала / Б. Гройс // Бахтинский сборник. -Вып.З. -М., 2017. - С.77-81.
15. Иванов Вяч. Вс. К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных представлений / Вяч. Вс. Иванов // Уч. зап. Тартуского университета. - Тарту, 2017. - Вып.422. Труды по знаковым системам. - Т. 8. - С.46-65.
16. Исупов К. Г. Уроки М. М. Бахтина / К. Г. Исупов // Бахтин М. М.: Pro et contra. творчество и личность М. М. Бахтина в оценке мировой и русской гуманитарной мысли. - СПб.: РХГИ, 2021.-T.2.-C.8-45.
17. Козинцев А. Г. Смех и антиповедение в России: общечеловеческие закономерности и национальная специфика / А. Г. Козинцев // Смех: функции и истоки. - СПб.: Наука, 2020. -С.159.
18. Лахмани Р. Смех: примирение смерти и жизни / Р. Лахманн // Бахтинский сборник. -М.: Лабиринт, 2017. - Вып.4. - С.84-85.
19. Лотман Ю. М. Вместо предисловия // Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. - Таллин: «Александра», 2012. - Т.2.-С.10-11.
20. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение / Ф. Энгельс, К. Маркс // Соч. 3-е изд. -Т.2.- С.413-430.
21. Махлин В. Н. Наследие М. М. Бахтина в контексте западного постмодернизма // М. М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 2012. - С.207-221.
22. Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. -М.: Аграф, 2017.-395 с.
23. Успенский Б. А., Лотман Ю. М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVII века) / Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман // Успенский Б. А. Избр. труды, том 2. Семиотика культуры и истории. -М.: Издательство «Гнозис», 2014. -С.220-264.
24. Холье Д. Кровавые воскресения // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 2014.-С.186-193.
25. Чучин-Русов А. Е. Историко-культурный процесс: содержание и форма // Вопр. философии. - 2016. - №5. - С.4-15.
26. Энгельс Ф. Происхождение частной собственности, семьи и государства / Ф. Энгельс, К. Маркс // Соч. - 3-е изд. - Т.24. - С.29-189.
27. Яковенко И. Г. варварство и цивилизация в истории России // современность и общественные науки. - 2016. - №5. - С.88-98.
28. Бахтин М.М. Беседы с В.Д. Дувакиным. 3-е изд. М.: Согласие, 2002. 398 с.
29. Бахтин М.М. Собр. соч.: в 6 т. М.: Русские словари, Языки славянских культур, 1996–2012.
30. Киркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «философским крохам». СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2015. 691 с.
31. Николаев Н. И. <Вступительная заметка к публикации>: Лекции и выступления М.М.Бахтина 1924–1925 гг. в записях Л.В.Пумпянского // М.М.Бахтин как философ. М.: Наука, 2012. С. 222–233.
32. Фридман И.Н. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. 2014. № 13. С. 80–90.
33. Фришман А. О Михаиле Бахтине и Серене Кьеркегоре «с постоянной ссылкой на Сократа» // Мир Кьеркегора. М.: Ad Marginem, 2014. С. 107–123.
34. Щитцова Т.В. К истокам экзистенциальной онтологии: Киркегор, Паскаль, Бахтин. Минск: Пропилеи, 2019. 165 с.
35. Morson G.S., Emerson C. Mikhail Bakhtin: Creation of a prosaics. Stanford, Stanford University Press, 2010. 541 p.
36. Федяева Т.А. карнавал и масса: Михаил Бахтин и Элиас Канетти // Вопросы философии. 2017. №4. С.45-50.
37. Хассан И. Культура постмодернизма / Современная американская и западноевропейская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г. Яковлева. — М.: Книжный дом «Университет», 2012. С.114- 124.
38. Щепанская Т.Б. Система: традиции и тексты субкультуры. М.: ОГИ, 2014.