Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Местное самоуправление является одним из важнейших институтов демократического общества. В своем развитии оно проделало сложный и противоречивый путь, его роль и значение в различные периоды истории неоднократно менялись, в связи, с чем менялась и система взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти. Конституцией России 1993 года провозглашен принцип независимости местного самоуправления и невключения его в систему органов государственной власти. Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, а также обеспечивается его самостоятельность в пределах своих полномочий.
Местное самоуправление в России до сих пор находится в процессе становления и непрерывного реформирования, его законодательная база еще неполна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы крайне ограниченны. Поэтому рассмотрение тенденций реформирования местного самоуправления, в рамках установленных Конституцией Российской Федерации, изучение проблем и предложение способов их решения является весьма актуальным на сегодняшний день.
Цель работы – рассмотрение правового регулирования местного самоуправления.
При написании работы использовались методы сравнительно-правового анализа, системного анализа исследуемых явлений и результатов.
Структура работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Правовые основы местного самоуправления
Такого конституционного закрепления местного самоуправления как в Конституции Российской Федерации не знает ни одна конституция федеративных государств. Это объясняется тем, что такие вопросы в федеративных государствах чаще всего относятся к предметам ведения субъектов федерации. Специфика закрепления основ местного самоуправления в самой Конституции объясняется тем, что федеральные органы предопределили процессы возрождения и реформирования местного самоуправления в Основном законе страны, так как период характеризуется тяжелым процессом перехода тоталитаризма к демократии. Итак, в Конституции РФ достаточно много внимания уделяется вопросам местного самоуправления, о нем упоминается в ст. 3, 8, 9, 12, 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 72 и, посвящена восьмая глава ст. 130-133 .
Также в Конституции ч. 4 ст. 15 указывается, что принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соответственно Конституция закрепила приоритет международных договоров РФ перед нормами национального законодательства. Эти нормы и принципы закрепляются в международных пактах, конвенциях, иных международно-правовых документах.
В первую очередь к ним относятся универсальные акты в области прав человека – это Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1978 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др. Каждый из приведенных документов содержит прямое или косвенное отношение к регулированию вопросов, связанных с участием граждан в осуществлении местного самоуправления; в этой части данные положения имеют косвенное отношение к регулированию вопросов, связанных с участием граждан в осуществлении местного самоуправления. Однако особое место в области местного самоуправления занимает Европейская хартия местного самоуправления. Рассматривая местное самоуправление как основу демократического государства, государства члены Совета Европы разработали и закрепили Европейскую хартию местного самоуправления. Российская Федерация ратифицировала ее 11 апреля 1998 г.
Политико-правовое значение Европейской хартии по справедливому мнению Бондаря Н.С. заключается, в частности в том, что в ней определяются понятие местного самоуправления и демократические основы деятельности органов местного самоуправления, закрепляются положения общего характера относительно полномочий этих органов, условий их осуществления, провозглашается принцип соразмерности финансовых средств органов местного самоуправления тем полномочиям, которые предоставлены им конституцией или законом .
Местное самоуправление согласно Европейской хартии составляет одну из основ любого демократического строя. Согласно ст. 2 Европейской хартии местного самоуправления «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве, и там, где это практически целесообразно, в конституции государства» . Конституция Российской Федерации, определяя государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, выраженные, прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, в идеологическом и политическом многообразии, а также местном
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №36. – Ст. 4466.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2019.– № 31. – Ст. 4472.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] : учебник / М.В. Баглай. -7-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2019. – 1028 с.
5. Муниципальное право Российской Федерации в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Бондарь [и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 369 с.
6. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Норма, 2020. – 478 с.