Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современности, социально-экономической и природной ситуации проблема здоровья детей обретает серьезный характер. Здоровье детей стремительно снижается.
Шопенгауэр отмечал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что нищий будучи здоровым счастливее больного короля».
По данным Минздрава РФ в настоящее время примерно у каждого пятого школьника отмечается хроническая патология, у половины школьников имеются отклонения функционального характера. А успешность школьного обучения непосредственно определяется состоянием здоровья, с которым будущий школьник поступил в первый класс.
В школе много внимания уделяется вопросу сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, используя различные приемы и элементы здоровьесберегающих технологий. Эта проблема особенно остро встает на уроках в начальной школе, т.к. урок - это основная форма учебной деятельности. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. А продолжительная и однообразная умственная работа, к которой ребенок 7 лет еще не привык, физиологически связана с возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, поэтому внимание детей ослабевает, они начинают отвлекаться, разговаривать [10].
Устранить утомление можно, если использовать физическую, умственную и эмоциональную активность. Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, которые находились в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, в целом активизируя организм детей.
Таким образом, учитель должен внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе.
Роль физкультминуток в образовательном процессе
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка, которую различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме проведения. Включение физкультминуток в школьный урок соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и обеспечивают формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Физкультминутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Физкультминутки проводят для того, чтобы: помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни; снять перенапряжение; научить правильному отдыху во время занятий; способствовать активации необходимого вида деятельности; сохранить здоровье младшего школьника. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы [7].
Учителю начальных классов не стоит бояться потери учебного времени из-за проведения физминутки на уроках в начальной школе. Поскольку если не выделить несколько минут детям для отдыха, то внимание их к изучаемой теме будет потеряно полностью уже на 20 минуте занятия, а, следовательно, материал не будет усвоен.
Существует несколько видов физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления;
Упражнения для кистей рук;
Гимнастика для глаз;
Гимнастика для слуха;
Упражнения, корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2018 – 216с.
2. Андржеевская И. Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы / И. Андржеевская. — М.: Вита-Пресс, 2012–232 с.
3. Гараева Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е. А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 175 с.
4. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М. Диченскова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014–262 с.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004. – 180 с.
6. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2017. -208 с.
7. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2014. №1.
8. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 150 с.
9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2012. – 230 с.
10. Ставцева В.В.: Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011- 291с.