Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная социокультурная ситуация требует целенаправленного поиска ценностных приоритетов, способных гуманизировать информационное общество. Человеческий мир стал единой глобальной системой, располагая научно-техническим потенциалом, не имеющим аналога в предыдущей истории. Глобальный мир способен порождать глобальные катаклизмы. Реален ли такой поворот событий ? Вполне. Ведь в мировой истории всегда происходило противоборство двух основных тенденций – созидательной, творческой и разрушительной, деструктивной. Вот почему необходимо развитие мощных духовных противовесов, создающих реальную оппозицию технократическим установкам .
Распространение множества цивилизационных конфликтов в ХХI в. связано с тем, что современное общество не смогло осознать последствий феномена технизации, фундаментальных причин массовых трагедий ХХ в. и выработать универсальную духовную платформу, создание которой возможно только на основе взаимного обогащения уникальных культур. Информационное сообщество остается во власти унифицирующего мышления, интенсивной технической экспансии, ограниченных, конъюнктурных политических интересов, разъедающих гармонию многообразного. Усилилась крайне опасная тенденция, отразившая процессы рационализации личности, массовое распространение утилитарного, потребительского подхода к жизни, разрушающих формирование гармоничного сознания.
Целью данной работы является рассмотрение межкультурных конфликтов и путей их преодоления.
1 Особенности развития современных межкультурных коммуникаций
Исторический опыт свидетельствует о том, что в процессе социокультурной динамики творческая энергия любой культуры всегда была направлена на решение проблемы гармонизации человеческого бытия на основе культивирования, в первую очередь, самобытных ценностных ориентиров. Проблема полноценного воплощения устойчивой, надежной гармонии оказалась настолько сложной, трудноосуществимой, что потребовала появления таких базовых форм культуры, как мифология, религия, искусство, мораль, философия, право, политика, наука, нацеленных на совершенствование многогранного человеческого мира. Стремительное развитие научно-технического прогресса внесло принципиальные изменения в формирование духовного облика человечества, не только создавая условия для раскрепощения творческой энергии, но и предельно зримо обнажая опасность масштабных деструктивных процессов, всепроникающую силу хаоса. Так рождается пессимистический взгляд на культуротворчество, отражающий ограниченные возможности культуры.
«Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача. Философия и наука есть неудача в творческом познании истины; искусство – неудача в творчестве красоты; семья – неудача в творчестве любви; мораль и право – неудача в творчестве человеческих отношений; хозяйство и техника – неудача в творческой власти человека над природой. Культура во всех ее проявлениях есть неудача творчества, есть невозможность достигнуть творческого преображения бытия»
Современная ситуация постмодерна, в отличие от модерна, характеризуется свойством множественности «жизненных миров».
Действительно, проблема культурного многообразия обусловлена конкретными процессами, протекающими сегодня в мире. Об этом говорит У. Эко, проводя параллели между настоящим временем и Средневековьем, ибо тогда, как и сейчас, происходило грандиозное культурное смешение. Он отмечает, что в современной Европе происходит миграция, сравнимая с ранней индоевропейской миграцией с Востока на Запад или же с вторжением варваров в Римскую империю и образованием романо-германских государств. «Лет через сто Европа может стать континентом цветных. Это еще одна причина, по которой надо быть готовым в культурном отношении принять многообразие, принять смешение разных народов, принять этот беспорядок, – иначе нас ждет полный провал» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Амири М. Т., Курды Армении // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 6. — С. 323-329.
2) Дюрре И. М. Э., Обман колонизаторов как основа некоторых современных конфликтов // Конфликтология. — 2019. — Т. 14, № 2. — С. 52-66
3) Куприянов А., Народ, которому обещали // Профиль. — 2019. — № 41. — С. 22-26.
4) Марков А. П., "Мы - они" как базовый механизм формирования национально-культурной идентичности // Человек. — 2015. — № 4. — С. 23-35.
5) Панибратцев А. В., Западная и восточная модели культур и возможность из взаимодействия : сравнительный культурно-правовой анализ // Право и образование. — 2021. — № 11. — С. 95-104.
6) Панфилова Т. В., Социальная эмпатия в перспективе межкультурной коммуникации // Конфликтология. — 2016. — № 4. — С. 262-281.
7) Петрова Н. В., Посредничество в условиях межкультурного конфликта // Конфликтология. — 2016. — № 4. — С. 348-358.
8) Синельникова Е. С., Влияние характеристик ситуации на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2016. — № 1. — С. 64-78.
9) Сулягина Ю. О., Регулирование конфликтов между трудовыми мигрантами и местным населением. Региональный аспект // Конфликтология. — 2018. — № 3. — С. 120-130
10) Трофимова О. Е., Европейские подходы к теориям миграции: особенности формирования // Общественные науки и современность. — 2020. — № 5. — С. 53-66
11) Целищева З. А., Проблемы и тенденции развития миграционных процессов населения в условиях глобализирующегося мира: культурологический аспект // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2016. — Т. 13, № 6 (ноябрь-декабрь). — С. 660-664