Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Психологические особенности современных студентов: особенности когнитивной сферы (памяти, внимания, мышления); понятие «клиповое мышление», его особенности, негативные и позитивные стороны клипового мышления.
Понятие «студент» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, овладевающий знаниями.
Личности современного студента, по мнению Н.Н. Михалко, можно охарактеризовать со следующих сторон:
1. Психологическая: характеризует единство психических процессов, состояние и свойств личности, таких как направленность, характер, темперамент, способности.
2. Социальная: характеризует воплощение общественных отношений, качеств, которые происходят от принадлежности студента к определенной социальной группе, национальности.
3. Биологическая: включает в себя характеристику типа высшей нервной деятельности, строения анализаторов, безусловных рефлексов, инстинктов и т.д. Как правило, эта сторона в основном предопределяется врожденными задатками и наследственностью [5, с. 229].
Как правило, именно в студенческом возрасте достигают максимума в развитии высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Этот факт позволил многим ученым сделать вывод о том, что данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности.
Студенческий возраст, как было отмечено ранее, характеризуется тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
В студенческом возрасте происходит ритмичное развитие интеллектуальных функций, в особенности мышление и память. Во многих психологических исследованиях сказано, что в мышлении каждые три года наблюдаются спады и подъемы. Такие колебательные изменения характерны также для внимания и памяти, но при этом они имеют свои особенности. Было выявлено, указывает М.В. Раднаева, что наиболее интенсивно интеллект развивается в 19, 22 и 25 лет, мышление - в 20, 23, и 26 лет, а внимание – в 22 и 24 года. Кроме того, становится пластичным формирование умений и навыков, развиваются и укрепляются склонности, способности и интересы. Также автор отмечает, что доминантным становится развитие интеллекта и характера [8, с. 213].
Каждому студенту, отмечает Е.Б. Исроилова, свойственен определенный тип интеллекта. Исследователь отмечает, что у некоторых из них преобладает воспроизводящая активность. Этот тип активности направлен на то, чтобы запомнить, воспроизвести и применить изученный материал по образцу. Другой тип активности – интерпретирующая активность – означает, что студент перерабатывает, интерпретирует материал, познает связи между элементами. При такой активности легче применять знания в уже измененных условиях. Творческая активность проявляется не только в том, чтобы воспроизвести учебный материал, но и в том, чтобы найти новый способ достижения цели [1, с. 60]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Исроилова Е. Б. Учет когнитивных процессов в речевой деятельности студентов / Е. Б. Исроилова // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 3(38). – С. 59-60.
2. Косикова Л. В. Инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию [Текст] / Л. В. Косикова // Северо-кавказский психологический вестник. – 2009. – Т. 7. – № 1. – С. 69-73.
3. Крылова Е. А. Инклюзивное образование как условие развития качественного образования для детей с ОВЗ [Текст] / Е. А. Крылова // Просвещение и образование в контексте реализации целей устойчивого развития : Материалы Круглого стола, Уфа, 24 октября 2019 года. – Уфа: Без издательства, 2019. – С. 165-167.
4. Мамедова Л. В. Педагогика и психология инклюзивного образования : учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Мамедова. – Нерюнгри : Издательство ТИ (ф) СВФУ, 2015. – 112 с.
5. Михалко Н. Н. Психологические особенности личности студента [Текст] / Н. Н. Михалко // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 1(2). – С. 229-233.
6. Неретина Т. Г. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России [Текст] / Т. Г. Неретина, Т. В. Кружилина, Т. Ф. Орехова // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2018. – Т. 2. – № 2. – С. 14-23.
7. Нестерова Л. Ю. Развитие клипового мышления у студентов в системе высшего образования посредством опорных граф-схем [Текст] / Л.Ю. Нестерова, С.В. Напалкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, серия: Социальные науки.— 2016.— № 4.— С. 207–215.
8. Раднаева М. В. О возрасте и возрастных особенностях студентов [Текст] / М. В. Раднаева, С. И. Гармаева // Новые образовательные технологии, методы обучения и воспитания : Материалы международной научно-методической конференции, Улан-Удэ, 22 мая 2019 года. – Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, 2019. – С. 212-214.
9. Тайлакова Е. В. Возрастно-психологические особенности познавательных функций и личности студента [Текст] / Е. В. Тайлакова // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 6-9.
10. Яковлева А. И. Клиповое мышление современной молодежи и особенности ее обучения [Текст] / А. И. Яковлева // Гуманитарные технологии в современном мире : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Калининград, 17–19 мая 2018 года. – Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2018. – С. 167-169.