Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа направлена на оценку особенностей развития представлений о православной философии и всего богословия в целом. При этом данный процесс происходит в рамках православной культуры и православной религии.
В тоже время нужно помнить, что православная культура и православный мистицизм детерминируют отношение как к самому Богу, так и его деяниям, его откровениям и конечно к атрибутам православной культуры в виде таинств.
1. Откровение истинное и ложное
Откровение в самом общем понимании есть «проявление Высшего Существа в нашем мире, с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно от нас требует». В Откровении совмещаются, по данному толкованию, два момента. Во-первых, «факт богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество». И, во-вторых, – «религиозно-нравственное содержание этого факта», или «то, что в нем открывается». Акцентируя внимание на этом втором моменте, о. Филарет (Дроздов) определяет Божественное Откровение как «то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его» [1, с. 32].
В современном богословии, опирающемся на коммуникативно-диалогическое понимание бытия, наметилась тенденция перехода от понимания Откровения как «знания о Боге» к межличностному, диалогическому пониманию его сущности – как «знанию Бога». Как пишет Дж. О Коллинз: «Вместо толкования откровения, прежде всего, как истин, раскрывающих Бога, откровение стало пониматься как Божественное самораскрытие… Откровение это встреча личности с Личностью, субъекта с Субъектом, я с Ты. Соответственно начальный вопрос откровения это: «Кто открывается?», а не «Что открывается?» [3, с. 21].
При таком подходе на первый план выступают следующие особенности Божественного Откровения.
Божественное Откровение, прежде всего, персоналистично. Как выражает такую позицию о. Софроний (Сахаров): «Созданные из ничего, взятые от земли (см.: Быт 2. 7), мы не способны познавать Бога. И совершенно необходимо, чтобы Бог Сам открывался нам». И, говоря далее о необходимости явления-откровения ипостасного Бога, утверждает: «Последняя стадия откровения – есть откровение Бога личного, ипостасного. Ипостасный Бог не может быть познан иначе, как через откровение, принимающее форму явления Бога человеку в акте непосредственного общения «лицом к Лицу». По словам митрополита Илариона (Алфеева), Бог открывается человеку «как живое Существо – говорящее, слышащее, видящее, мыслящее, помогающее». Он «открывает Себя Самого, чтобы человек мог Его встретить». Вершина Божественного Откровения – Богочеловек Иисус Христос, «живое откровение Бога» [2, с. 40]
Один из путей Самооткровения Бога – путь через откровение Своих Имен. Как пишет архимандрит Софроний (Сахаров): «Бог открылся Моисею как Персона: Аз ЕСМЬ СУЩИЙ. Конечно, мы веруем, что это был Сам Христос, Который говорил Моисею: Аз ЕСМЬ СУЩИЙ». Последующее откровение постепенно разъясняет свойства этого «АЗ ЕСМЬ»: «Тот, Кто превыше всякого Имени в своей Сущности, раскрывается разумным существам во множестве имен: Вечный, Всеведущий, Всемогущий, Вседержитель; Свет, Жизнь, Красота, Мудрость, Благость, Истина, Любовь, Праведный, Спасающий, Святый, Освящение и другие… Откровение принесло нам новое Имя: ИИСУС, Спаситель, или БОГ-СПАСИТЕЛЬ… Имя Иисус прежде всего открывает нам смысл и цель прихода Бога во плоти: «нашего ради спасения». Что же замечательного в Синайском Откровении пророку Моисею? – задается вопросом о. Софроний (Сахаров) и отвечает: «Это Тот, Кто сотворил весь этот мир, вдруг говорит: «Это Я», и представляется человеку, и говорит с ним» [4, с. 51].
Но, являя Себя в откровении, сокровенный Бог остается при этом бесконечной тайной для тех, кому Он Себя открыл. Другими словами, Божественное Откровение апофатично. Оно «не только открывает, но вместе и указывает неоткрытую и неоткрываемую тайну… » [1, с. 66].
И, наконец, Божественное Откровение исторично. Бог открывает Себя и Свои замыслы о мире и человеке в историческом времени – времени
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Современное православие. Особенности направления. – Екатеринбург: Альтер эго, 2014. – 343 с.
2. Андреева С.О., Савельева М.И. Богословие и катехизис. – СПБ.: Березка, 2015. – 358 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Откровение. Истинное и ложное откровение. – Ярославль: Азимут, 2015. – 359 с.
4. Васильев Я.Н. Церковные таинства. Особенности событий. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
5. Давыденков О. Катихизис. Курс лекций. – М.: Изд-во Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2000. – 96 с.
6. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Церковные таинства в священном писании. – Воронеж: Альянс, 2014. – 395 с.