Фрагмент для ознакомления
2
В процессе исследования организационного типа культуры, а также при поддержании и формировании определенного типа культуры, необходимо принимать во внимание, что каждая культура обладает собственной структурой.
Взяв за основание модель, которая была предложена Э. Шейном, можно рассмотреть организационную культуру на трех основных уровнях, в метафоре «Дерева». Первым поверхностным уровнем культуры выступает «крона», так называемые артефакты. Человек на данном уровне сталкивается с физическими проявлениями культуры, такими как, в качестве примера интерьер офиса, «язык» организации, «образцы» поведения сотрудников, традиции, ритуалы и обряды. Иными словами, «внешний» уровень культуры предоставляет человеку возможность увидеть, услышать, почувствовать то, какие условия в организации сформированы для ее сотрудников, и то, каким образом люди в данной организации взаимодействуют друг с другом и работают. Все, что в организации существует на данном уровне выступает видимым результатом сознательного культивирования, формирования и развития [1, c.132].
Следующим, более глубинным уровнем корпоративной культуры является «ствол», т.е. провозглашаемые ценности. Это такой уровень, изучение которого позволяет понять, почему в организации имеются именно такие условия для работы, обслуживания клиентов и отдыха сотрудников почему люди в данной организации проявляют такие образцы поведения. Иными словами - это нормы и ценности, правила и принципы, цели и стратегии, которые определяют внутреннюю и частично внешнюю жизнь организации и формирование, которых выступает прерогативой топ - менеджеров. Они могут быть как закрепленными в документах и инструкциях, так и незакрепленными. Основное, чтоб их разделяли работники и реально принимали.
Самый глубокий уровень организационной культуры - «корни», т.е. уровень основных представлений. Речь в данном случает идёт о том, что принимается на подсознательном уровне человеком - это некоторые рамки восприятия человеком окружающей действительности, а также существования в ней, то, каким образом данный человек видит, понимает то, что происходит вокруг него, как он считает правильно поступать в разнообразных ситуациях. В данном случае по большей части речь идет об основных ценностях менеджеров. Так как именно они своими действиями формируют организационные ценности, правила и нормы.
Таким образом, как правило, выделяют три уровня корпоративной культуры, при этом каждый последующий уровень выступает является все менее очевидным.
Сотрудники компании как носители корпоративной культуры
В настоящее время корпоративная культура представляет собой важную составляющую конкурентной борьбы, систему ценностей компании, мнений, привычек и норм поведения сотрудников. Это понятие включает как психологический и социальный климат, а также и факторы внутренней среды, которые оказывают влияние на управление персоналом.
В большинстве западных компаний корпоративную культуру воспринимают в качестве метода управления, призванного побуждать людей к эффективному труду.
У каждого представителя социально-иерархической группы организации и её внутренней среды есть свои инструменты влияния и воздействия на формирование корпоративной культуры, свое отношение, которое продиктовано жизненными интересами и мотивами.
Коммуникации с внутренней и внешней средой обеспечивают осуществление всех основных функций управления: организации, руководства, планирования, координации, контроля и формирования
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С.В. Василенко. - М.: Изд-во Дашков и Ко, 2019. - 252 с.
2. Ветчанова О.В. Корпоративная культура организации / О.В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2012. - №11. - С.54-60.
3. Колесников, А. В. Корпоративная культура современных организаций. Курс лекций / А.В. Колесников. - М.: Альфа-пресс, 2011. - 448 c.
4. Макеев, В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В.А. Макеев. - М.: Ленанд, 2015. - 248 c.
5. Чемеков, В.П. Корпоративная культура компании и те, кто ее формирует / В.П. Чемеков // Кадровый вестник. - 2018. - № 12. - С. 17-22.