Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе институт семьи претерпел определенные изменения. Какие-то из них обусловлены процессов эволюции, другие же являются последствием внешних факторов (социальных, экономических, политических, психологический и т.д.).
В последние несколько десятилетий изменяется понимание традиционных гендерных ролей, трансформируется и переосмысляется отношение к материнству и родительству как таковому. В связи с расширением глобального информационного пространства и продвижением равенства между полами на международном уровне происходит давление на те государства, которые заявляют, что они выступают за демократизацию и права человека, но не желают предпринимать реальных действий по улучшению положения дискриминируемых групп на своей территории.
Под влиянием этих факторов в ХХ-ХХI вв. сформировалось такое социо-культурное явление как чайлдфри. Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей) – современная идеология, которая подразумевает осознанный отказ от детей при наличие физических условий для деторождения. Данная субкультура до сих пор вызывает ожесточенную полемику в обществе. Кто-то считает чайлдфри проблемой, которая ставил под угрозу существования института семьи, а кто-то воспринимает это как личный выбор каждого человека [13].
Существует мнение, что сама возможность выбора, участвовать или нет в поддержании функции биологического воспроизводства как одной из функций семьи - базовый статус которой, впрочем, сегодня оспаривается рядом исследователей, — стала возможной лишь во второй половине XX века. Такой выбор часто полагается результатом ряда социальных революций — в частности, сексуальной и контрацептивной (1960-е — 1970-е годы для развитых стран Запада), — зафиксировавших автономизацию сексуальности и репродукции, а также способствовавших нормализации нерепродуктивной сексуальности [8, с. 51]. Так, социолог Ольга Исупова говорит, что люди, добровольно отказывавшиеся от рождения детей, «были всегда, однако до эпохи сексуальной революции наверное, кто-то, может, не смотрел вглубь себя, а кто-то смотрел, но никогда не говорил об этом вслух» [7]. Добровольный отказ от деторождения как выбор существовал всегда, однако его выведение из сферы личного в пространство публичного, политизация и описание в терминах «прав человека» и им подобных пришлись именно на вторую половину XX века на волне развертывания так называемых политик идентичности (identity politics). В то время как предыдущие поколения за счет влияния социальных и религиозных норм, а также отсутствия надежной и доступной контрацепции, по достижении порогового возраста вскоре становились родителями, пришедшие им на смену поколения получили возможность «выбирать», рожать или не рожать детей, а также планировать собственную семью без привязки к каким-либо конвенциональным канонам.
Целью данной работы является рассмотрение психологических характеристик феномена «Child free».
Задачи:
- рассмотреть эволюцию понятия «чайлдфи»;
- изучить истоки концептуального поля «не-родительства»;
- рассмотреть современный аспект исследования «чайлдфри».
1 Чайлдфри»: история возникновения понятия, особенности
Во множестве регионов Европы, в Северной Америке и Австралии демографы фиксировали сравнительно высокий уровень бездетности как таковой и в начале XX века, и в XIX столетии. Более того, многочисленные исследования указывают на то, что уровни бездетности в разных странах нередко меняли тренд своего движения вслед за новыми возрастными когортами и поколениями.
Для восточноевропейских стран, например, «широкое распространение окончательной бездетности (permanent childlessness) —относительно недавнее явление», однако форсированно распространяющееся. Тем не менее, пусть бездетность как таковая (не важно, вынужденная или добровольная) в России все больше признается обществом легитимной, на уровне индивидуальных установок эта стратегия по-прежнему довольно маргинальна. В 2008 г. доля россиян, которые вообще не хотели бы иметь детей, по данным ФОМ, составила порядка
В традиционных обществах материнство и контроль рождаемости рассматривались только через патриархальные установки: во-первых, во главу угла ставилась необходимость продолжения рода в отдельной семье; во-вторых, ценность деторождения связывалась с тенденцией увеличения количественных показателей населения страны для расширения сети налогоплательщиков, армии. С развитием индустриализации, урбанизации и переходом от большой традиционной семьи к нуклеарной модели происходит переосмысление гендерных ролей в семейно-брачных отношениях. С развитием медицины и доступностью средств контрацепции у женщин появляется возможность контролировать деторождение и количество детей. Эта опция меняет отношение к самому родительству и наличию потомства. Постепенно функции, которые женщина должна выполнять как мать, изменяются под влиянием множества факторов и наполняются иными смыслами.
Если ранее неизбежность зачатия способствовала формированию невысоких требований от матери, в ее задачи входило в основном питание и забота о здоровье малыша. Появление доступной контрацепции привело к повышению ответственности матери перед ребенком, так как рождение стало считаться личным и осознанным выбором женщины. Хотя средства предохранения доступны далеко не всем. Однако запланированное родительство, которое считается в развитых странах нормой, способствовало трансформации требований, предъявляемых к матери. Развились интенсивные формы материнства, которые помимо заботы о здоровье и питании ребенка включали ранние формы его развития, посещение многочисленных кружков, репетиторов.
Наиболее радикальные изменения в жизни женщин стали заметны уже к концу XVIII в. в некоторых странах, где бурно развивалась экономика, способствовавшая установлению более четкой границы между публичной и частной сторонами жизни. Работа перешла из ремесленной и домашней сферы в общественную: на заводы, в офисы и т.д., тогда как частная жизнь стала считаться приватной территорией, где женщина выступила прежде всего, как хранительница домашнего очага, заботящаяся о муже, детях, престарелых родственниках. Отчасти она была исключена из производственных отношений в связи с высокой конкуренцией на рынке труда в это время.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Белинская Д. В. Социальный портрет чайлдфри // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-portret-chayldfri (дата обращения: 14.06.2022).
2) Большунова Т. В. Феномен чайлдфри: макросоциологический анализ // Вестник ГУУ. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-chayldfri-makrosotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 14.06.2022).
3) Гольдман Э. Проживая свою жизнь. Т. 1. М.: Радикальная теория и практика, 2015. 382 с
4) Гурко Т. А. О Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года: экспертная оценка // Социологическая наука и социальная практика. 2013. No 3. C. 33—52
5) Демографическая модернизация России, 1900—2000 / под ред. А. Г. Вишневского. М. : Новое издательство, 2006
6) Исупова О. Г. Интенсивное материнство в России: матери, дочери и сыновья в школьном взрослении // Неприкосновенный запас. 2018. No 119. C. 180—189
7) Исупова О. Феномен чайлдфри в обществе // Постнаука. 2014. 10 сентября. URL: http://postnauka.ru/video/31220/(последний доступ: 14.06.2022)
8) Кон И. С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. No 1. C. 51—65.
9) Кузьмина Е. В. Сообщества в Живом журнале — новые коммуникативные возможности для субкультурных групп и общественных инициатив // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. No 3. С. 365—390
10) Ломакин И. В. Чайлдфри или добровольно бездетные? К переопределению концептуального поля исследований не-родительства в России // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2019. No 6. С. 394-405
11) Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. Эмиль, или о воспитании. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. 656 c.
12) Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М. : Магистериум, Касталь, 1996
13) Хачатрян Л. М. Идеология чайлдфри в современном обществе // Скиф. 2019. №5-2 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-chayldfri-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 14.06.2022).
14) Ширяева Я. Д., Заостровцев А. П. "Чайлдфри": рациональный выбор или поведенческая миопия? // Петербургская социология сегодня. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chayldfri-ratsionalnyy-vybor-ili-povedencheskaya-miopiya (дата обращения: 14.06.2022).
15) Berkowitz D. A Sociohistorical Analysis of Gay Men’s Procreative Consciousness // Journal of GLBT Family Studies. 2007. Vol. 3. P. 157–190.
16) Carroll L. Families of Two: Interviews with Happily Married Couples Without Children by Choice. Indiana: Xlibris Corporation, 2020. 200 p.
17) Lafayette L. Why Don’t You Have Kids?: Living a Full Life Without Parenthood. New York: Kensington Books, 1995. 312 p.
18) Rose N. All That I Need: Childless by Choice (Living Diversity). Sidney: Kindel, 2019. 78 p
19) Veevers, J. E. (1980). “Childless by choice” Toronto, Toronto : Butterworth, Canada.
20) Shapiro G. Voluntary Childlessness: A Critical Review of the Literature. Studies in the Maternal. 2014. Vol. 6. No. 1. P. 1—15
21) Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman. Oxford: Oxford University Press, 2009. 413 p