Фрагмент для ознакомления
2
Включение студентов в индивидуальные маршруты обучения является одним из вариантов осуществления индивидуализации образовательного процесса.
Индивидуальный маршрут обучения преподаватель предлагает в следующих случаях:
1. Студент-спортсмен (часто пропускает занятия по причине постоянных тренировок и сборов, необходимо восполнить пробелы в знаниях по дисциплине).
2. Студент с индивидуальными образовательными интересами (удовлетворить потребность в получении новых знаний, формировании умений и навыков).
3. Студент с ОВЗ (оказание помощи в обучении, т.к. для студентов данной категории характерна быстрая утомляемость, сниженная работоспособность).
2.2.2
Системно-деятельностный подход в работе педагогических кадров предполагает постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам. Наиболее общим основанием системности является материальное единство мира, присущие действительности диалектические принципы взаимосвязи и движения, которые, однако, модифицируются в различных областях действительности и в каждом типе систем образуют свою специфическую форму.
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения личностного и познавательного развития обучающихся как основной цели и системообразующего компонента образования.
Для понимания сущности системно-деятельностного подход к образованию имеет принципиальное значение тот факт, что в познании явлений реальной действительности существуют три аспекта. Это – познание явления, взятого самого по себе; рассмотрение явления в определенной системе, в подчинении ее закономерностям; рассмотрение явления и его закономерностей как продукта всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних.
А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, С.А. Минюкова, А.И. Мищенко, Э.П. Юдин сущность системно-деятельностного подхода раскрывают через составляющие его принципы [16]:
1) целостность – несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и не выводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства и отношения от его места, функций внутри целого;
2) структурность – возможность описания системы лишь через установление ее структуры, то есть связей и отношений системы;
3) взаимозависимость системы и среды – система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия;
4) иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться в свою очередь как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы.
Связь, обеспечивающая целостность отдельных подсистем и всего, в нашем случае, педагогического процесса, является системообразующей, приводя компоненты его в систему, она выделяет ее из окружающей среды, обеспечивает, закрепляет упорядоченность частей и структуры. Целостность восп процесса повышается при возрастающей роли системообразующей связи и значимой роли педагога.
Системно-деятельностный подход в работе педагога проявляется при условии, что воспитание и образование организуется и исследуется как системный объект, и именно на основе такого его понимания делаются научные и практические выводы. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.
Реализация системно-деятельностного подхода предполагает единство педагогической теории, эксперимента и практики в работе педагога. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится источником возникновения новых фундаментальных проблем образования.
Системно-деятельностный подход предполагает выяснение роли отдельных компонентов системы, процессов в развитии личности как системного целого. В этом отношении системно-деятельностный подход очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность, как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.