Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Сегодня физическая культура вновь становится эталонным явлением. Заниматься спортом не просто модно, а нужно для здоровья и хорошего самочувствия.
Более того занятия спортом – это повод для развития межличностной коммуникации между участниками оздоровительного процесса.
Цель – выявить особенности формирования мотивов и организация занятий физическими упражнениями. Культура межличностных отношений.
Объект исследования – физическая культура.
Предмет исследования – формирование мотивов и организация занятий физическими упражнениями. Культура межличностных отношений.
1. Особенности формирования мотивации к проведению занятий по физической культуре
Физические результаты – это та активность, без которой человек может уйти гораздо раньше, то есть это своего рода естественный стимулятор функций организма. Двигательная активность, благотворно влияющая на организм человека, имеет определенные характеристики, в том числе систематичность, объем и интенсивность. Энергозатраты человека должны быть не менее 1200 ккал, что обеспечит работоспособность человека в течение дня и сохранит его здоровье [4, с.64].
Процесс, позволяющий личности обрести личностный смысл, создать устойчивость своего интереса, преобразовать поставленные извне цели во внутренние потребности личности, является мотивацией в физической культуре и спорте. Обратим внимание на то, что в мотивационных диспозициях психологи выделяют:
• использование убеждения, разъяснения, стимуляции самосознания как инструментов сознательного педагогического воздействия на формирование мотивации приведет к перестройке отношения к деятельности с последующей перестройкой самой практической деятельности;
• Воздействие на личность опосредованно, с последующей перестройкой мотивации. Мотив и цель человеческой деятельности определяется как нечто более значимое в жизни человека. При этом сам человек обязательно должен понимать эти мотивы, так как только тогда они могут стать действенными.
На рис. 1 мы представим основные причины среди тех, кто занимается физкультурой.
Рис. 1 – Мотивы, связанные с физическим воспитанием
В том случае, если речь идет о мотивах школьников, то мотивом может быть и желание родителей. В мотивационной структуре на занятиях по физической культуре обычно выделяют социальные, нравственные мотивы, мотивы самоутверждения, мотивы самовыражения. Правильный баланс общественных и индивидуальных мотивов будет способствовать успешному формированию положительной мотивации. В том случае, если один из мотивов будет запущен, это приведет к негативным результатам. Мотивы самоутверждения и самовыражения – это те виды мотивов, которые должны преобладать в структуре мотивации. М.А.. Соломченко в своем исследовании указывает, что мотивы также могут быть общими или частными [7, с.202].
В том случае, если человек просто хочет заниматься спортом, неважно каким, это общие причины. Желание заниматься определенным видом спорта, выполнять определенные упражнения – это конкретные причины. Часто интересы одного человека совершенно разные. Так, например, кто-то любит бегать, кто-то ходит в спортзал, кто-то занимается боксом. В то же время есть и люди, которые предпочитают не заниматься никаким спортом, потому что, по их мнению, это лишняя трата времени. Для ее необходимо указать факторы, которые следует учитывать при формировании положительной информации:
• осязаемость – это то, что должно характеризовать результат, являющийся результатом деятельности;
• при оценке результата следует проводить качественную и количественную оценку;
• адекватность оценки, что означает, что требования к оценке не должны быть завышены или занижены;
• создание определенной шкалы с определенным нормативным уровнем будет залогом эффективной оценки результатов деятельности;
• для достижения определенного результата необходимо, чтобы субъект сам хотел заниматься этой деятельностью.
Обратим внимание на то, что вопрос повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом имеет особое значение для такой категории, как школьники, то есть подрастающее поколение. Причина этого в том, что сегодня при высоком уровне компьютеризации дети стали больше времени проводить с устройствами, а не с друзьями на свежем воздухе.
В результате ухудшается самочувствие, ухудшается общее состояние организма. Именно поэтому тема повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом так актуальна для школьников. Вот несколько основных советов, которые помогут вам в этом:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Закон о физической культуре и спорте Российской Федерации. — М., 2007.– [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
2. Бадардинов И.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.К. Бадардинов // Наука через призму времени. – 2017.- №3 (3). – С. 166-168.
3. Григорович, С.И. Рекомендации по развитию мотивации к занятиям физической культурой / С.И. Григорович, А.С. Птушкин // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 11 (101) Часть 3. — С. 112—115. — URL: https://research-journal.org/pedagogy/rekomendacii-po-razvitiyu-motivacii-k-zanyatiyam-fizicheskoj-kulturoj/ (дата обращения: 20.06.2022).
4. Железова, Н. А. Урок физической культуры как пространство формирования благоприятных отношений подростков / Н. А. Железова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14721/ (дата обращения: 20.06.2022).
5. Займов Г.Э. Основы формирования мотивации к занятиям физической культурой / Г.Э. Займов // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. – 2017. – С. 49-51.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: «Логос», 1999. — 384 с.
7. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 468 с.
8. Калик В.В. О повышении мотивации к занятиям физической культурой / В.В. Калик // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – Т. 11.№ 8. – С. 64-66.
9. Капустин Е.С. Вопросы формирования устойчивой мотивации к занятиям по физической культуре / Е.С. Капустин // Сборник материалов XIX международной научно-практической конференции. В 2-х томах. – 2017. – С. 199-203.
10. Мартын И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.А. Мартын // Бюллетень науки и практики. – 2017.- №6 (19). – С. 316-319.
11. Муртазалиева Х.Р. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / Х.Р. Муртазалиева // В сборнике: Состояние, проблемы, перспективы физической культуры, спорта и туризма полиэтнического общества. – 2017. – С. 112-115.
12. Соломченко М.А. Влияние мотивации на формирование положительного отношения молодежи к занятиям физической культурой и спортом / М.А. Соломченко // Наука и инновации в сфере образования и производства.– 2016. – С. 201-205.
13. Турянская В.А. Влияние средств массовой коммуникации на формирование мотивации подростков и молодежи к занятиям физической культуры / В.А. Турянская // Сборник статей студентов-исполнителей дипломных проектов, выполненных по заказу исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, 2017. – С. 157-159.
14. Тутов С.В. Практические пути формирования мотивации к занятиям физической культуры / С.В. Тутов // Материалы международной научной конференции. – 2017. – С. 274-276.
15. Шаймарданова Л.Ш. Формирования мотивации к занятиям физической культуры / Л.Ш. Шаймарданова // Научный взгляд в будущее. – 2017. – Т. 3.- №1. – С. 362-366.
16. Шапарь А. В. Роль и место физической культуры в образовательном пространстве / В. В. Перетятько, А. В. Шапарь// Физическая культура в школе.−2005.−№ 4. − С. 29–33.
17. Шивринская С. Е. Урок физической культуры как пространство самовоспитания подростка. − Череповец. 2008г. − с. 159
18. Щёголев В. А., Когтерев Р. Н. Воспитание студенческих коллективов в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Учебно-методическое пособие. — СПб., СПбГУ, 1998. — 53 с.