Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические подходы к типологизации женских образов русской литературы
Разработкой данной проблемы в отечественной науке занимались такие авторитетные исследователи, как Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев, О.М. Фрейденберг, М.Б. Храпченко и другие.
Рассмотрим разные подходы к классификации женских образов в художественной литературе.
Одна из наиболее известных классификаций женских образов в русской литературе принадлежит Ю.М. Лотману, который в работе «Беседы о русской культуре» выделил три типа женских образов:
– «нежно любящую женщину», жизнь и чувства которой разбиты;
– «демонический характер», смело разрушающий все условности созданного мужчинами мира;
– «женщину-героиню», составляющую оппозицию духовно слабому мужчине .
К достоинствам рассмотренной типологии можно отнести связь с теорией архетипов К. Г. Юнга, что придает ей концептуальный характер. Вместе с тем она базируется на русской литературе XIII – начала XIX веков, что в какой-то степени ограничивает ее универсальность.
Интересную классификацию женских образов в работе «Женские лики России» предлагает В. Н. Кардапольцева. Она выделяет «женщину-хозяйку», «крестовую сестру», «воительницу» и «демоническую женщину». В традиционном понимании «женщина-хозяйка» несет основную тяжесть домашних забот, связанных с воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства и сохранением домашнего очага .
Тип «крестовой сестры» или «смиренницы», безропотно несущей крест своей не всегда благополучной судьбы, наиболее распространен в русской литературе. Данный тип героини характеризует жертвенность во имя ребенка или любимого человека. Образ женщины-страдалицы, молчаливо несущей свой крест, по мнению В.Н. Кардапольцевой, берет свое начало с «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина и присущ как отечественной прозе, так и поэзии .
Образ «женщины-воительницы» воплощен в Ярославне из «Слова о полку Игореве». В русском фольклоре XIII–XV вв. также упоминается об Авдотье Рязаночке, простой горожанке, которая совершает подвиг, проявляя при этом мудрость, терпение и душевную стойкость.
В образе демонической женщины проявляются «богородичные» и «дионисийские» начала, являющиеся диаметрально противоположными. К демонически-роковому типу женщин причисляют также тех героинь, которые своим отношением к окружающим являли пример порочного непостоянства, ломая судьбу тех, кто находился с ними рядом.
Таким образом, в своей классификации В.Н. Кардапольцева всесторонне раскрывает выделенные ею образы литературных героинь.
Классификация Е. И. Весельницкой отчасти связана с типологией женских образов Ю. Лотмана и в какой-то степени уточняет типологию, предложенную В. Н. Кардапольцевой. Автор выделяет типы женщины-хозяйки, воина, женщину-приз и женщину-музу .
«Женщина-хозяйка» воспринимает территорию, которая находится под ее влиянием, как целое и несет за нее ответственность. «Женщина-воин» не склонна заниматься хозяйством. Основная сфера ее деятельности – работа и общественная жизнь. «Женщина-приз» не разделяет интереса к общественной деятельности и, зная себе цену, ждет, когда ее завоюют. «Женщина-муза» являет собой источник вдохновения для представителей противоположного пола .
Е.В. Головина, исследовав графосемантические модели образа женщины на материалах сочинений М. Горького, А. Куприна и И. Бунина предложила классификацию женских образов, в основу которой положены аксиологические критерии, личностные качества героинь
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабан Е. Критические заметки на полях феминистской критики русской литературы // Гендерные исследования. 2003. № 9. С 84-106.
2. Весельницкая Е. И. Женщина в мужском мире. СПб: Вектор, 2008. 288 с.
3. Гимранова Ю.А. Трансформация образа "тургеневской девушки" в современной русской прозе // Филологический класс. 2018. № 1 (51). С. 33–39.
4. Головина Е.В. Типология женских образов в русской литературе конца XIX - начала XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №3-1 (69). С. 12–15.
5. Кардапольцева В. Н. Женские лики России. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. – 160 с.
6. Ковтун Н.В. Кто они, героини современной прозы: "баба-богатырка", "баба с подушкой" или бизнес-леди? // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2022. Т. 21. № 2. С. 108-117.
7. Кучерская М.А. Тётя Мотя. М.: Издательство АСТ, 2015.
8. Лавренёв Б. А. Гравюра на дереве. М.: Художественная литература. 1980.
9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2008. - 412 с.
10. Маканин В.С. Андеграунд, или Герой нашего времени : Роман. М.: Вагриус, 1998. - 493 с.
11. Некрасов Н.А. Мороз, Красный нос: Поэма. - М. : Современник, 1987. – 61 с.
12. Толстой А.Н. Собрание сочинений. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. – Т. 1. – 628 с.
13. Хаутиева Х.Г. Хуциева М.М. Классификация женских образов в русской литературе // Вестник науки. 2020. №11(32). Т. 5. С. 78–80.
14. Хлопонина О.О. Динамика женской образности в русской художественной культуре 1890-х – 1930-х гг. Автореф. … кандидата культурологии. М., 2019. 21 с.
15. Яншин М. Делегатка // Работница. 1925. № 13. С. 3.