Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальное положение дел в сфере экономического развития России и обстоятельства, детерминирующие состояние финансового рынка, ставят перед ЦБ РФ сложные и многогранные задачи. Давление и санкции в геополитической сфере вместе с ухудшением внешнеэкономических условий на фоне ранее начавшегося процесса исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьёзнейшим вызовом для отечественной экономики в целом и денежно-кредитной политики в частности. В условиях нарастающей неопределённости особенно важно вырабатывать понятные и конкретные ориентиры для населения и бизнеса, в том числе по уровню инфляции, содействуя активизации внутренних долгосрочных инвестиций и экономическому росту. Также, очевидно, что без повышения производительности труда и технологической модернизации, невозможно обеспечить устойчивые темпы роста производства товаров и услуг. В свою очередь, для этого нужны структурные реформы и мобилизация рыночных источников долгосрочного и недорогого финансирования.
1. Сущность кредитно-денежной политики государства и её механизм
1.1 Понятие кредитно-денежной политики и её механизма
Кредитно-денежная политика в большинстве случаев определяется, как политика Центробанка, влияющая на количество денег в обращении и их доступность. Исходя из комментариев к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» кредитно-денежная политика определяется как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющейся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объёма производства. На практике, как в России, так и за рубежом, реализуется более ограниченный подход. Более точная трактовка данной категории определяется как управление денежным предложением или созданием условий для доступа экономических субъектов к кредитным ресурсам, соответствующим определённым экономическим целям. В отличии от узкого определения, широкое подчёркивает возможность влияния кредитно-денежной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
Под кредитно-денежной политикой понимают меры государства в сфере кредита и денежного обращения, направленные на увеличение роста экономики, подавление инфляционных процессов, выравнивание платёжного баланса и обеспечение занятости. Кредитно-денежная политика является одной из главных задач внимания государства в процессе воспроизводства, направленной на обеспечение благоприятных условий деятельности организаций.
В тесном взаимодействии между Министерством финансов, органами управления государства и центрального банка осуществляется кредитно-денежная политика. Она должна иметь постоянный характер и влиять на денежное обращение и уровень развития рынка ссудных капиталов.
Центробанк влияет на масштабы и направление потребительского спроса, процесс инвестиций, уровень товарных цен и на другие факторы, определяющие состояние экономики, стимулируя или затрудняя выдачу банками кредитов, регулируя эмиссию платёжных средств.
Таким образом, Центробанк обладает возможностью управления денежным предложением через корректировку переменных, находящихся под его прямым контролем: нормативы обязательных резервов, денежная база, процентные ставки по операциям Центробанка.
1.2 Цели и режимы кредитно-денежной политики
В западной экономике денежно-кредитную политику понимают в широком и узком смысле.
Под узким смыслом понимается постоянство национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, корректировки величины учётной ставки и использования иных инструментов, проявляющих воздействие на состояние национальной денежной единицы.
Широкий смысл – понимается прямое влияние на объём денежной массы в обращении.
Комплекс целей кредитно-денежной политики обеспечивается соответствием количества назначенных целей числу методов исполнения денежно-кредитного регулирования и присутствия жёсткой иерархии целей.
Все цели (тактические и промежуточные) представляют собой иерархию целей, на каждом уровне которой возможно изменение утверждённой подцели для достижения более значимой задачи.
К основным причинам выделения промежуточных целей с целью выполнения кредитно-денежной политики можно отнести:
- сложность качественного и количественного изображения связей монетарных и экономических переменных;
- наличие временного отрезка между принимаемыми мерами в монетарном секторе и реакцией экономики;
- отсутствие достоверной и точной информации о состоянии экономики у органов денежно-кредитного регулирования.
Выбор формы кривой предложения денег определяется тактической целью.
Как правило, кредитно-денежная политика ориентируется на достижение одной цели в каждой из трех групп. Из числа операционных, промежуточных и конечных целевых показателей выбирается один в качестве главного; другим целям при всём этом отводится второстепенная роль. Такой подход объясняется противоречивостью целевых ориентиров. Центробанк, как известно, не может управлять несколькими целевыми переменными одновременно. Стремясь стабилизировать одну из переменных, другие оказываются вне его контроля: их изменение происходит эндогенно в ответ на макроэкономические шоки и действия самого центрального банка.
1.3 Особенности кредитно-денежной политики на региональном уровне
Региональная экономика представлена несколькими секторами, главными из которых являются: настоящий сектор (сектор нефинансовых компаний), включающий промышленный потенциал региона, и денежный сектор, включающий организации, которые занимаются перераспределением денежных ресурсов. Эти составляющие тесновато взаимосвязаны. Ведь чем больше отлично работающих компаний, тем динамичнее и труднее движение валютных ресурсов. Потому, для их обслуживания требуется более развитый денежный сектор, представленный, прежде всего, разветвлённой местной банковской сетью.
Кредитно-валютное регулирование оказывает воздействие на настоящий сектор региона не напрямую, а через денежных посредников в лице финансовых учреждений. Действие валютного и кредитного инвентаря отражается прежде всего на кредитных организациях, изменяя их денежные возможности, влияя на цены валютных ресурсов. Причины, которые воздействуют на местную экономику многообразны, и зависят от определённых критерий структуры денежной системы региона и поведения финансовых агентов. Они определяются порядком проведения денежно-кредитного регулирования, внедрением в качестве инвентаря, как способов опосредованного регулирования, так и прямых административных способов действия. Воздействие, которое оказывается на местную экономику при помощи мер кредитно-денежной политики, существеннее в регионах с высочайшим потенциалом, развитой кредитно-финансовой отраслью, в основном удовлетворяющей необходимости компаний региона в денежных ресурсах.
Информация о том, как развита кредитно-финансовая отрасль, приходящаяся на определённый регион, позволяет получить сведения о числе финансовых учреждений и подразделений, приходящихся на территорию региона, наличие собственных финансовых учреждений, количестве структурных подразделений Центробанка РФ (расчётно-кассовых центров), обслуживающих местную экономику. Для обеспечения наибольшего результата от проводимого курса кредитно-денежной политики, принятия и реализации экономически аргументированных решений, нужна надёжная и оперативная информация о состоянии валютной сферы настоящего и денежного секторов. Чтобы получить такие данные, Центральный Банк РФ использует возможности, которые предоставляются муниципальным аппаратом, начиная от сбора и обработки данных о положении в экономике, проводимыми органами государственной статистики и Кабинетом Министров России, и заканчивая исследовательскими работами настоящего сектора экономики, которые осуществляются самим Центральным Банком.
Основой информационного обеспечения являются сведения о состоянии экономики региона, из которой в предстоящем складывается общая картина положения в кредитно-денежной сфере. Положение в экономике РФ в последние несколько лет говорит об определённых успехах в области государственной кредитно-денежной политики. С помощью размеренного курса российской валюты, равномерно снижающегося и предсказуемого уровня инфляции, наблюдается позитивная тенденция экономического роста.
Но принципиальной неувязкой остаётся недостающая продуктивность сотрудничества банковского сектора и компаний сектора нефинансовых компаний. Степень обеспеченности регионов финансовыми ресурсами разноплановая. Фактически всюду, кроме нескольких основных денежных центров, компании и бизнесмены сталкиваются с острейшим недостатком денежных ресурсов. Территориальные диспропорции тормозят процессы финансового развития и усовершенствования хозяйства РФ.
В 2016 году характеристики развития регионов улучшались при уменьшении их неоднородности. В январе – октябре производственная активность в большей части субъектов РФ восстанавливалась, но еще этого было недостаточно, чтобы обеспечить стабильное укрепление размеров производства в общем по стране. При этом их восстановление характеризовалось неустойчивостью и межрегиональной неоднородностью.
В 12 субъектах России сокращение физического размера промышленного производства составило свыше 4 %, тогда как в 21 регионе он вырос более чем на 5 %. Заметным падением производства характеризовались регионы Дальневосточного и Северокавказского округов. Повышение производства наблюдалось как в промышленно развитых регионах (за счёт наличия уже сформированных точек роста), так и в экономически наименее развитых (за счёт низкой базы). Темп прироста номинальной зарплаты в январе – сентябре 2016 года в большей части субъектов вырос по соотношению с таким же периодом предшествующего года. При всём этом уменьшились различия между регионами с высочайшими и низкими темпами прироста номинальной зарплаты. Для большей части субъектов были свойственны умеренные значения этого показателя (от 5 до 6,5 %), но сохранилось значительное число регионов с неспешным ростом трудовых возмещений: в 12 регионах зарплата повысилась менее чем на 4%.
2. Анализ кредитно-денежной политики Банка России в 2016-2017 годах
2.1 Анализ динамики функционирования кредитно-денежной системы России в 2017 году
Размер доходов общегосударственного бюджета в первые шесть месяцев 2017 года составил 52,8 % от предсказуемого на 2017 год размера, который был утверждён Общегосударственным законом "О общегосударственном бюджете на 2017 год и на штатный период 2018 и 2019 годов". Недостаток общегосударственного бюджета в первые шесть месяцев 2017 года составил в сумме 407,8 миллиардов рублей. По данным Центробанка РФ, размер валютной массы (М2) на 1 июля 2017 года составил 39625,4 миллиардов рублей и возрос по соотношению с 1 июля 2016 года на 10,5 %, по соотношению с 1 июня 2017 года на 1 % при увеличении потребительских цен соответственно на 4,4 % и 0,6 %.
Количество действующих кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, на 1 августа 2017 года составило 582 единицы и по сравнению с 1 августа 2016 года сократилось на 87 организаций, по сравнению с 1 июля 2017 года - на 7 организаций.
Объём кредитов, депозитов и прочих размещённых средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям (в рублях и иностранной валюте), включая кредиты, предоставленные иностранным государствам, на 1 июля 2017 года составил 53954,8 млрд. рублей.
Доля кредитов и прочих размещённых средств (в рублях и иностранной валюте), предоставленных организациям на срок свыше 1 года, в общем объёме выданных им кредитов и прочих размещённых средств, распределённых по срокам погашения, на 1 июля 2017 года составила 74,8% против 74,5% на 1 июня 2017 года.
На 1 июля 2017 года объём просроченной задолженности по жилищным кредитам, предоставленный кредитными организациями физическим лицам, составил 77,2 млрд. рублей (1,6% от общей задолженности по жилищным кредитам), из неё по ипотечным жилищным кредитам - 71,5 млрд. рублей (1,5% от общей задолженности по ипотечным жилищным кредитам). С 19 июня 2017 года ключевая ставка, установленная Банком России, составляет 9% годовых (с 2 мая 2017 года действовала ставка 9,25% годовых). Объём депозитов, кредитов и прочих привлечённых кредитными организациями средств организаций, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и кредитных организаций (в рублях и иностранной валюте) на 1 июля 2017 года составил 51022,9 млрд. рублей.
2.2 Кредитно-денежная политика ЦБ РФ в 2017 и перспективы её развития в 2018-2019 годах
Кредитно-валютная политика Центробанка РФ 2017 года играет ведомую роль в формировании главных критериев финансового развития и социальной стабильности. К таким критериям относят низкие темпы инфляции, которые предсказывают значения процентных ставок, которые обеспечивают сохранность сбережений от инфляционного обесценивания и беспристрастного планирования инвестиций. Данные условия обеспечиваются при помощи ограничения инфляционных действий. Кредитно-валютная политика нацелена на поэтапное понижение годичной инфляции до 4% и на поддержку её поблизости этого уровня в предстоящей перспективе. В критериях сохранения размеренно низкой инфляции, финансовые агенты могут более прогнозируемо строить промышленные и семейные планы, принимать решения о расходах, сбережениях либо инвестициях.
Наоборот, высочайшая инфляция, обычно, подверженная мощным колебаниям, увеличивает неопределённость и степень хозяйственных рисков, осложняет расчёты на будущее, уменьшает горизонт планирования, снижая стимулы к сбережениям и инвестициям, увеличивает социальную дифференциацию. Высокая инфляция закладывается в процентные ставки, ложась дополнительной перегрузкой для домашних хозяйств и компаний. При иных равных критериях, высочайшая инфляция содействует усилению общественного неравенства, росту дифференциации доходов, отражаясь более плохо на благополучии людей со средним и низким уровнем достатка, номинальные доходы которых, обычно, относительно размеренны. В процессе социальных опросов граждане Российской Федерации не случайно ставят высокую инфляцию в круг наиболее острых для них вопросов. Ценовая стабильность является неразделимым элементом подходящей среды для жизни людей и осуществления коммерческой деятельности для устойчивого финансового роста.
В общем, развитие экономики возможно и в условиях относительно высокой инфляции. Однако такая инфляция, обычно нестабильна, и несёт угрозу предстоящего ускорения и перехода к резвому росту цен даже под воздействием временных причин. В этих критериях появляются риски скопления диспропорций в денежной сфере, настоящем секторе, что может привести к обострению социальной напряженности, при которой нереально устойчивое финансовое развитие.
Четыре процента, как мотивированный порог инфляции избран с учётом особенностей ценообразования и структуры отечественной экономики. Такая цифра немного выше, чем в государствах с более развитыми рыночными механизмами - долголетним опытом сохранения ценовой стабильности, укрепившимся доверием к валютным руководствам и низкими прогнозами по инфляции. В таковых странах цель по инфляции обычно устанавливается на уровне от 1 до 3 %. Неизменное поддержание инфляции в Российской Федерации поблизости этих значений при помощи мер кредитно-валютной политики очень осложнено из-за структурных финансовых вопросов: завышенного уровня монополизации и относительной неразвитости рыночных устройств, низкой продуктивности и недостаточного отраслевого расширения ассортимента экономики. А также, устойчивой нормализации инфляции на исторически несвойственном, низком для Российской Федерации уровне на исходном шаге будет также мешать инертность прогнозов по инфляции - устоявшаяся за почти все годы привычка жителей и бизнеса вести хозяйство в критериях высочайшей инфляции.
Заключение
Таким образом, кредитно-денежная политика представляет собой меры, принимаемые Центробанком с участием правительства с целью изменения финансовых и монетарных факторов эффективного развития экономики. Фискальная и монетарная политика образуют инструментальное ядро для регулирования макроэкономической конъюнктуры.
Главным проводником кредитно-валютной политики в России является Центральный Банк РФ, который обычно более интенсивно употребляет 4 главных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование размеров рефинансирования частных кредитно-финансовых учреждений, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение предоставления кредита. В общем, конкретные реалии развития мировой и отечественной экономики в 2016 - 2017 гг. наглядно проявили надобность новых подходов в кредитно-валютной политике.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипов В.М. Цели и средства кредитно-денежной политики Банка России в условиях международных санкций // Эксперт, №11, 2016.
2. Жуков, Е. Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Е. Ф. Жуков и др.; под ред. Е. Ф. Жукова, Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 363 с.
3. Инфляционные процессы и Кредитно-денежное регулирование в России и за рубежом: учеб. пособие / М.Ю. Малкина. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 309 с.
4. Кузнецова, Е. И. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов/ Е. И. Кузнецова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
5. Кузнецова, Е. И. Деньги, кредит, банки [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Управление» / Е. И. Кузнецова; под ред. Н. Д. Эриашвили. - М.: Проспект, 2016.
6. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. — 3-е изд., перераб, и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 393 с.
7. Соколов, Ю. А. Организация денежно-кредитного регулирования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю. А. Соколов, С. Е. Дубова, А. С. Кутузова. - М.: Флинта, 2015. - 204 с.
8. Тесля П. Н. Кредитно-денежная и финансовая политика государства: Учебное пособие / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. - М.: Инфра-М, 2016.
9. Тупчиенко, В. А. Государственная экономическая политика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / В. А. Тупчиенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016 - 194 с.
10. Юдина И.Н. Теория и практика проведения кредитно-денежной политики в странах с формирующимися рынками: монография / И.Н. Юдина. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 109 с.
11. Официальный сайт Российского информационного агентства "РИА" // ria. ru.
12. Официальный сайт Банка России// cbr .ru.