Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении здоровья нации. Государство проводит ряд мер по решению этой проблемы. Это прежде всего устранение или снижение уровня неблагоприятных экологических факторов, пропаганда здорового образа жизни и питания среди населения, повышение качества и своевременность оказания квалифицированной медицинской помощи. Особое внимание уделяется вопросам сохранения здоровья детского населения.
Детский травматизм является очевидной и серьезной проблемой здравоохранения в России. В то же время значимость данной проблемы зачастую недооценивается. Причины детского травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер.
Дошкольникам и ученикам младших классов взрослые должны заложить основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В таком возрасте возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные или деформированные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.
Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.
Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет медицинский работник с учётом здоровья человека, при наличии всех обследований.
1. Группы здоровья
Конституция Российской Федерации государство обязывает способствовать охране здоровья граждан страны. Непосредственно для данной цели работает государственная медицина, а также создано социальное страхование. С такой же целью проводится диспансеризация населения на регулярной основе. Для того чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, предоставить наиболее оптимальный перечень медицинских услуг, оказать ему правильную медицинскую помощь, были разработаны группы здоровья.
Группы здоровья ребенка представляют собой условное медицинское обозначение, используемое для анализа здоровья ребенка.
Их критерии учитывают состояние здоровья населения страны.
При комплексной оценке состояния здоровья детей в настоящее время принято использовать шесть основных критериев (показателей) здоровья [3].
Критерии здоровья, по которым определяется группа здоровья:
1) особенности онтогенеза (отсутствие или наличие отклонений в раннем онтогенезе);
2) степень физического развития и уровень его гармоничности;
3) уровень нервно–психического развития (НПР);
4) резистентность организма;
5) функциональное состояние систем и органов;
6) отсутствие или наличие врожденных пороков развития и/или хронических болезней.
Первый показатель — особенности онтогенеза (индивидуального развития), определяется по данным биологического, генеалогического и социального анамнеза.
Генеалогический анамнез непосредственно отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая сестер и братьев.
Биологический анамнез – включает в себя сведения о раннем периоде развития ребенка (течение родов, беременности, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях относительно состояния здоровья ребенка за предшествующий период.
Показателями социального анамнеза выступают возраст родителей, их профессия и образование, полнота семьи, отношение к ребенку, психологический микроклимат в семье, наличие вредных привычек у родителей, материальная обеспеченность и жилищно-бытовые условия семьи, гигиенические и санитарные условия воспитания ребенка [9].
Второй показатель - степень физического развития и уровень его гармоничности. Он устанавливается посредством антропометрических исследований, с опорой на принятые стандарты физического развития.
Третий показатель - уровень нервно-психического развития ребенка (НПР).
Он непосредственно зависит от состояния центральной нервной системы, а также опорно-двигательного аппарата ребенка, кроме того в существенной мере, от воздействия со стороны окружающей среды. Зачастую нарушения НПР бывают напрямую обусловлены неадекватностью и недостаточностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР реализуется воспитателем в процессе ежедневного наблюдения за детьми, а также при плановых осмотрах. Сведения о динамике и уровне НПР ребенка анализируются педагогом и передаются врачу.
Четвертый показатель — уровень резистентности или сопротивляемости организма. О данном критерии судят по количеству острых заболеваний (так и об обострениях хронических болезней) за предыдущий год. Исходя из этого критерия детей подразделяют на две группы:
1) имеющие хорошую сопротивляемость (болевшие один - три раза или не болевшие в течение года);
2) часто болеющие, со сниженной сопротивляемостью (четыре и более острых заболеваний в год).
Пятый показатель — уровень функционального состояния организма.
Данный критерий оценивается в соответствии с результатами инструментальных и лабораторных обследований ребенка (дыхание, частота пульса, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики возможностей адаптации организма ребенка.
Сведения относительно поведения воспитатель получает в ходе ежедневного контакта и наблюдения за ребенком. Как правило, оценивают его эмоциональное состояние, сон, настроение, аппетит, бодрствование, характер взаимоотношений со взрослыми и детьми, для более старшего возраста —внимание, умение сосредотачиваться, утомляемость. При этом важным является учитывать присутствие индивидуальных особенностей поведения ребенка.
Шестой показатель — отсутствие или наличие врожденных пороков развития или хронических заболеваний.
На основании вышеприведенных показателей определяют группу здоровья ребенка в соответствии с комплексной оценкой состояния здоровья. Термин «Группа здоровья» по большей части условный и напрямую отражает состояние здоровья ребенка по комплексу данных. Он используется с целью ориентировочной оценки здоровья. Группы здоровья присваиваются детям в возрасте от 3 до 17 лет [3].
В непосредственной зависимости от состояния здоровья детей могут относить к одной из пяти групп здоровья.
I группа здоровья — здоровые дети, с нормальным нервно-психическим и физическим развитием, болеющие редко (1-3 раза в год), а также имеющие морфологические отклонения единичного характера (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не оказывающие влияния на состояние здоровья и не требующие специальной коррекции.
II группа здоровья - здоровые дети, но имеющие некоторые отклонения функционального характера; а также часто (4 или более раз в год) болеющие, но без симптомов свойственных хроническим заболеваниям. Сюда же необходимо относить детей с общей задержкой физического развития и только что переболевших детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список информационных источников
1. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. // Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2016. №1. – 263с.
2. Богачев С. Н. Медико-социальные аспекты детского травматизма // Актуальные вопросы неотложной медицины: материалы конф. 2018 – 93с.
3. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, 2011. - 424 c.
4. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. - Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 2015. - 256с.
5. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // «Педиатрия»-2011. №1. – 272с.
6. Климова В. И. Человек и его здоровье. - 2-е изд., перераб. И доп., - М.: Знание, 2010. - 224с.
7. Космолинский Ф.П. Физическая культура и работоспособность - М.: 2013 - 264с.
8. Лечебная физическая культура. Справочник. - М.: Медицина, 2018. - 528c.
9. Муравьев, В. А. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. - М.: Дрофа, 2019. - 238c.
10. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2012, - 219с.