Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Познакомьтесь с этическими нормами психокоррекционной работы. Укажите этические принципы и их содержание:
Принцип Содержание
Соблюдение конфиденциальности основополагающий принцип профессиональной этики педагога-практика, требующий обязательного сохранения в тайне от посторонних «третьих лиц» и неразглашения информации, получаемой от клиента, независимо от ее характера, объема и степени важности для непосредственных участников или других заинтересованных сторон. Этот принцип предполагает также анонимность психокоррекционных занятий и обеспечивает защиту суверенного права клиента на автономию, неприкосновенность его частной жизни и личного пространства. следуя данному принципу, педагог дает своему клиенту обязательство зашифровывать его подлинное имя в протоколах сессий и других документах и не использовать материалы работы с ним в каких-либо целях (выступления на конгрессах и консилиумах, научные публикации и т. д.) без его согласия. даже разбор психокоррекционного случая, вызывающего у специалиста затруднения, с другими коллегами возможен только при условии получения разрешения на это от клиента.
Сохранение профессиональных рамок и границ. Сохранение профессиональных рамок и границ (а также профессиональной дистанции) является важнейшим условием экологичной (безопасной в педагогическом отношении) работы с клиентом. соблюдение этого принципа требует от специалиста обеспечивать определенность (ясность и очерченность) пространственно-временных и личностных границ психокоррекционного взаимодействия, осознавать границы собственной профессиональной компетенции в каждом конкретном случае, информировать клиента об иных, альтернативных возможностях получения педагогической и медикаментозной помощи, воздерживаться от привнесения в работу с клиентом тем, личностно значимых для специалиста, или фактов его биографии. неприкосновенность личностных границ во время психокоррекционного взаимодействия означает недопустимость для специалиста каких-либо манипуляций клиентом в собственных целях или построения с ним иных, отличных от терапии, дружеских или более близких (интимных) отношений. нарушением профессиональных границ может стать данное клиенту поручение или попытка специалиста через клиента повлиять на третьих лиц, получить выгоду, осуществить рекламу собственной деятельности, некой организации, партии и т.д. другой формой нарушения профессиональных границ является множественность (и, как следствие, смешение, путаница) ролей: например, в учебном заведении педагог, проводящий коррекционную работу, оказывается одновременно преподавателем или научным руководителем своего клиента. Данный принцип иногда определяется как сохранение нейтральности.
Забота об эмоциональном благополучии клиента. Как и в медицинской практике, забота о благополучии клиента (эмоциональном или педагогическом) служит основным мотивом профессиональной деятельности. Принцип «не навреди» является главенствующим и требует от специалиста так планировать сессии и «дозировать» коррекционные воздействия, чтобы клиент был способен, избежав чрезмерных душевных затрат, перенапряжения и повторной травматизации, интегрировать опыт работы с педагогом на каждом ее этапе. Педагогические нагрузки на сеансах не должны превышать уровня адаптационных возможностей и актуализированных ресурсов клиента.
Безоценочный подход и гипотетический характер любых умозаключений. Педагогическая помощь, согласно данному принципу, должна базироваться на безусловном принятии личности клиента, признании ее целостности, уникальности, самоценности и права на выбор и свободное индивидуальное развитие. Педагогу необходимо воздерживаться от оценочных суждений, сверхобобщений и окончательных выводов относительно характера, способностей или судьбы клиента, поскольку подобные высказывания могут восприниматься как «диагноз», «приговор эксперта», навешивание ярлыков и нередко наносят ощутимый вред тем, кому они адресованы (эффект, аналогичный ятрогении в медицине). корректнее формулировать свои соображения в форме гипотез, всегда допуская и при необходимости предлагая клиенту альтернативные варианты объяснения и понимания. Следование перечисленным этическим принципам позволяет педагогу избежать ряда опасностей и перегибов, среди которых необходимо отдельно отметить следующие: 1) позиция сверхкомпетентности и превосходства, роль духовного наставника и «учителя жизни»; 2) грубое вмешательство в частную жизнь клиента, вторжение без приглашения на его суверенную личную или семейную «территорию»; 3) использование информации о клиенте или его близких в целях, не связанных с психокоррекционной деятельностью; 4) повторная травматизация клиента в процессе психокоррекции, вследствие нарушения принципов педагогической безопасности; 5) формирование у клиента психологической зависимости от специалиста или от конкретных процедур, осуществляемых последним; 6) косвенные, незапланированные внушения, навязывающие клиенту те или иные идеи или стереотипы поведения и т.д
Задание 2. Дайте определение перегибам, возникающим в процессе психокоррекционной работы:
Перегиб Содержание
грубое вмешательство в частную жизнь клиента Вторжение без приглашения на его суверенную личную или семейную «территорию»
косвенные, незапланированные внушения Навязывание клиенту тех или иных идей или стереотипов поведения и т.д.
использование информации о клиенте Нарушение принципа конфиденциальности
повторная травматизация клиента Нарушение принципов педагогической безопасности
позиция сверхкомпетентности и превосходства Роль духовного наставника и «учителя жизни»