Фрагмент для ознакомления
2
1. Введение
Античная философия, которую представляет Аристотель, является очень интересным, сложным и важным явлением в развитии всего мирового философского мышления. По сути, она - прародитель современного западной философской мысли Античная философия дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.
Продолжая изучать философские проблемы, которые поставил Платон, Аристотель оперирует одним и тем же понятием. Элементы единого бытия - «материя», в которой осуществляется понятие, и «форма» - понятие, принимающее «материя», когда процесс перехода от возможности до действительности происходит переход от возможности к действительности) [См.: 5, с.75]
Но чтобы объяснить коренные свойства мира - движение и изменение - недостаточно понятий «материи» и «формы». Таким образом, при анализе философского наследия предшественников Аристотель выделяет две дополнительные категории: причину движения и цель, для которой движение происходит. Для этого философ Аристотель вводит две дополнительных категории:
- причина движения;
- цель, ради которой происходит движение.
Целью данной работы является рассмотрение учения Аристотеля о четырех причинах.
Для этого необходимо не только изучить непосредственно эти причины, но обратиться к жизни автора «Метафизики», а также к тому, как был составлен текст «Метафизики».
Задачи:
1. Познакомиться с биографией философа.
2. Изучить сочинение Аристотеля «Метафизика».
3. Разобрать основные положения учения философа «О четырех первоначалах».
4. Сформулировать выводы по изученной теме.
2. Особенности учения Аристотеля о четырех первопричинах
2.1 Биография Аристотеля
Аристотель, его вклад в философию и наследие, которое он оставил нам, играли огромную роль в дальнейшем развитии философии. Родился Аристотель в 384 г. н.э. в Стагирах, городе, расположенном вблизи Македонии, в 384 г. н.э. Его сын был врачом, который служил у македонского царя – дедушки Александра Македонского. Поэтому не случайно, что именно ему отец Александра — Филипп предложит стать наставником своего сына.
В восемнадцать лет Аристотель остался сиротой. Приехал он в Афины, поступил в Платонскую академию, где начинается её становление философом. Около двадцати лет он прожил в Академии Платона, до того, как умер Платон. За это время он хорошо усвоил принципы философии Платона, которые в какой-то степени затем послужили почвой для его собственной философии, которая связана и, как бы, исходит из философии его учителя.
После того, как Аристотель ушел из академии, он живет в Ассе со своими друзьями. В 343 г. он приглашается стать преподавателем Александра Александровича. Возможно, под действием Аристотеля образуется характер его ученика. Но есть и мнение о том, что Александр не обращал особого внимания на уроки философа. В 335 году Аристотель возвращается в Афины, где вблизи храма Аполлона Ликейского снял в наем несколько зданий. Впоследствии от названия храма произошло имя его школы — Ликея [5, с.76].
2.2.«Метафизика» - величайший труд философа
Термин «метафизика» был придуман и введен не Аристотелем. Аристотель так не называл свои философские мысли и философские труды. Вообще, Аристотель - первый человек, который достаточно ясно выделяет философию из всех сфер знаний, вообще. «У Аристотеля есть различие «первой философии» и «второй философии». Физика для Аристотеля все еще философия, но уже «вторая».
Кроме физики (предмета «второй философии»), как умозрительного рассуждения о природе у Аристотеля есть еще «первая философия», предмет которой отличен от предмета физики [Cм.: 4, с.4].
Предмет «первой философии» (позднее названной «метафизикой») — это то, что существует сверх природы. Природа и сущее для Аристотеля не одно и то же. Сущее много шире природы, а природа — это один из родов сущего. Только в этом случае философия имеет право на существование, иначе она не имела бы своего предмета [4, с. 5].
По словам В. Асмуса, физика в античной философии представляет собой материю и подвижную, изменчивую «чувственную» сущность, причем по мнению Аристотеля философия может иметь право на самостоятельное существование только если в сфере сущего существует нематериальная причина, а сверхчувственная, неподвижная, подвижная сущность. Слово же метафизика возникло намного позже — в I веке н.э. Автором его является Андроник Родосский – древнегреческий философ. Когда Андроник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, он поместил собственно философские книги Аристотеля после книг по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами: «то, что после физики («после» по - древнегречески «мета») [См.2.: с.60].
Поэтому, хотя сам Аристотель называл то, что сейчас называется метафизикой, «первой философией», а физику — «второй философией», то дальнейшие наименования получились противоположными. Так возникло новое слово «метафизика», которое широко распространилось в философии».
Сам текст «Метафизики» был задуман и осуществлен не как единый труд, скорее всего, разрозненные рукописи, систематизированные позже. Метафизика — это учение о четырех причинах: какие они, сколько их и почему. Также «Метафизика» содержит критику платоновских «идей» — самостоятельно от единичных предметов сущностей [4, с.7].
Философия Аристотеля определяется как наука «о причине и начале», или как наука «о сущности как таковой». Метафизика по сути вещей - это философия. Поэтому выражение «после физики» никак не выражает философских концепций. Метафизика о сущности вещей есть философия философии. Таким образом, выражение «после физики» не выражает никакой философской концепции. «Метафизика» в принятой традицией форме начинается с определения первой философии («мудрости») [4, с. 4]
Таким образом, возникает понятие такого начала, как «причины» В данной работе рассматривается первая (из четырнадцати) книга Метафизики, где Аристотель излагает свое учение о первопричинах.
Если обратиться к тексту «Метафизика», то можно узнать, как Аристотель обосновал четыре причины сущего.. В отличие от предшественников Аристотеля - Фалеса, Ааксимена, Анаксимандра, Гераклита - ищущих единое первопричины - разработал целый систематизированный подход. Свою первую книгу Аристотель начинает с утверждения, что «все люди стремятся от природы к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприятиям, ведь независимо от того, есть в них польза или нет, их ценят ради них самих».
Например, зрение человеку нужно не только для того, чтобы что-нибудь делать, но и когда мы ничего не делаем. Остаться без зрения — это для человека мучение, даже большее, чем остаться без слуха, обоняния, т.е. любого другого чувства. Объясняется это тем, что именно через зрение человек получает основную информацию о мире. Таким образом, Аристотель хочет показать важность знания для человека, даже если в нем нет (и особенно если нет) практической пользы.
Далее Аристотель утверждает, «что человеческий род, в отличие от животного, пользуется в своей жизни искусством и рассуждениями, а также причастен к опыту». Аристотель считает, что у людей появляется опыт, благодаря тому, что у них есть память. И что у людей также возникают науки и искусства благодаря опыту. Он наглядно иллюстрирует это на примере: «Считать, что Каллию при такой-то болезни помогло такое — то средство и оно же помогло Сократу и также в отдельности многим, — это дело опыта; а определить, что это средство при такой-то болезни помогает всем таким-то и таким-то людям одного какого-то склада (например, вялым или желчным при сильной лихорадке), — это дело искусства».
Искусство рождается через опыт. Знание и понимание, по Аристотелю, относятся больше к искусству, чем к опыту. «…[мы] считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «что», т.е. знают причину».
Далее Аристотель говорит, что ни одно из чувственных восприятий нельзя считать мудростью, несмотря на то, что они дают важнейшие знания о единичном, но они не относительно чего не отвечают на вопрос «почему». Они не отвечают на вопрос, скажем, «почему огонь горяч», а просто указывает нам на то, что он горяч [См.: 1, с.25].
Цель его рассуждений, как подчеркивает сам Аристотель, заключается в том, что, по его мнению, так называемая «мудрость» занимается первопричиной и началом. В этом смысле он, «прежде чем перейти к причинам, по которым наука имеет мудрость», рассматривает то мнение, которое существует о мудрости, рассматривает те мнения, которые имеются о мудром, чтобы достигнуть ясности относительно того, что есть мудрость и чем она отличается от «других наук»:
- мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности;
- мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека;
- более мудр во всякой науке тот, кто более точен и способен научить выявлению причин;
- из наук в большей степени мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы;
- та, которая главенствует, — в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему — тот, кто менее мудр».
Таким образом, заключает Аристотель, тот, кто в большей степени обладает общим знанием, обладает всем знанием, поскольку тот, который знает общий, в каком-то смысле знает всё, что подходит к общему. То есть оказывается, что поскольку всякий единичный предмет относится к какому-то общему, то, зная общее, мы имеем некоторое представление о частном. Но это наиболее общее также самое трудное для постижения, потому что оно «дальше всего от чувственных восприятий» [См.: 1, с.31].