Фрагмент для ознакомления
2
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающегося 1 класса ………..
Пояснительная записка
Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом психофизического развития обучающегося 1класса
Данная программа является индивидуально – ориентированной программой комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и предназначена для организации в образовательном учреждении качественного и доступного психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, дизартрией. Девочка обучается в 1 классе по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми речевыми нарушениями. Особенностью программы является наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающих успешность в обучении и отражающих возможности и потребности обучающегося, а также ориентацию на его индивидуальные особенности. Общие сведения о ребенке, краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка с выходом на проблемы развития, факторы риска, ресурсные возможности, направления и формы организации развивающей, коррекционной и профилактической.
Цель программы: организовать систему комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком при участии специалистов по психолого-педагогическому сопровождению:
1)профилактика отставания в освоении образовательной программы;
2)помощь (содействие) ребенку с НОДА в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально волевой сферы, проблемы адаптации и социализации, построение взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3)развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с НОДА в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) развитие учебной и познавательной мотивации;
6) развитие субъектности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
• Индивидуального подхода – предполагает развитие познавательных процессов, личностных образований, адаптации, коммуникативной, эмоциональной сфер психики ребенка в его индивидуальном темпе, с учетом индивидуальных особенностей развития, психофизиологических ограничений и ресурсов.
• Соблюдение интересов ребёнка. Все специалисты исходят из очевидной позиции принесения максимальной пользы и в интересах ребенка с применением ресурсов его индивидуального развития.
• Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный, комплексный подход в работе с ребенком с особенностями развития, включение в работу нескольких специалистов, которые работают и с ребенком и со всей семейной системой в направлении оптимизации здоровья, коррекции нарушений, компенсации ограниченного развития.
• Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
• Вариативность. Ребенок с особенностями физического и психического развития находится в условиях предоставления ему нескольких вариантов для получения образования.
• Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Основными направлениями развития, оптимизации адаптации и реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, является: последовательное включение ребенка в безопасную социальную среду, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности; поддержание положительного эмоционально-аффективного состояния, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных ограничений, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность и др. Процесс развития познавательного интереса ребенка в частности, должен проходить в процессе совместных продуктивных видов деятельности как бытового характера, так и образовательно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении: обучения, общения, игры, конструирования, рисования, лепки, и т.д.
Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата развитие познавательное развитие осуществляется в ходе того вида деятельности, который доступен данному ребенку.
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
• диагностическая работа ориентирована на комплексное обследование ребенка и имеет своей целью выявление актуального состояния развития ребенка и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи обучающемуся в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа содержит своевременную специализированную помощь в освоении содержания образовательной программы и коррекцию ограничений в физическом и (или) психическом развитии в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
• консультативная работа обеспечивает непрерывный характер психолого-медико-социально-педагогического сопровождения ребенка и его семьи по всем вопросам реализации актуальных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации ребенка;
• информационно-просветительская работа ориентирована на разъяснение и раскрытие вопрос напрямую или косвенно затрагивающих особенности образовательного процесса для детей с НОДА и речевыми ограничениями, для всех участников образовательного процесса — обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников.
Адресат данной программы: девочка
Рекомендации по психологической коррекции: коррекционную работу вести по направлениям:
- развитие познавательных процессов (в процессе уроков); использовать игры на развитие внимания, памяти, мышления, речи;
- развитие коммуникативных навыков через работу в малой группе, в индивидуальном взаимодействии, в играх с правилами;
- развитие саморегуляции и субъектности в специальных упражнениях на концентрацию и удержание внимания, посредством деликатного развития самостоятельности, передачи ответственности ребенку в тех сферах, где он в состоянии ее «взять» (самостоятельно передвигаться по школе (девочка самостоятельно ходит); выполнять индивидуальные задания, домашние задания; выполнять поручения учителя, психолога, родителей и др.).
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве; девочка устанавливает адекватный коммуникативный контакт, отвечает на коммуникацию сверстников, взрослых, включается в игровую деятельность с детьми.