Фрагмент для ознакомления
2
Бизнес-план
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:
– определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
– конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
– привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
– помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.
Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Разработка бизнес плана - важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.
Основными целями разработки бизнес–плана являются:
• приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;
• осуществление инвестиционных проектов;
• реализация отдельных коммерческих операций;
• эмиссия ценных бумаг;
• определение перспектив развития фирмы;
• проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);
• финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи:
• изучить ёмкость рынка;
• ценить затраты;
• обнаружить «подводные камни»;
• определить финансово-экономические показатели.
Бизнес-планы классифицируются по следующим основаниям: тип — по основным сферам деятельности, в которых существует проект; класс — по составу, структуре и его предметной области; масштаб — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; длительность — по продолжительности периода осуществления проекта; сложность — например, по степени финансовой, технической или другой сложности; вид — по характеру предметной области проекта.
Тип — технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
Класс — монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).
Масштаб — мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты. Такое разделение проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность — краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
Сложность — простые, сложные, очень сложные.
Вид — инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации (прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта). К инвестиционным относят проекты, в которых основной задачей является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли. Бизнес-планы разрабатываются для инновационных, организационных, экономических, социальных проектов, имеющих свои особенности, как по типам проектов, так и по их видам.
Экономические ресурсы организации (предприятия)
Все ресурсы условно можно разделить на два класса – свободные (неэкономические) и экономические. Свободными являются ресурсы, потенциально не вовлеченные в хозяйственный оборот, количество которых не ограничено (условно не ограничено). Эти ресурсы имеют потребительную стоимость, но не обладают меновой стоимостью, в силу этого их рыночная цена равна нулю. Примерами свободных ресурсов могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра, биологические ресурсы флоры и фауны, неразведанные запасы полезных ископаемых и т.д. Экономическими являются ресурсы, потенциально вовлеченные в хозяйственный оборот, имеющие денежную оценку, количество которых относительно ограничено. В силу этого за пользование ими необходимо платить. Иными словами, их рыночная цена всегда больше нуля. Деление ресурсов на экономические и свободные не имеет постоянного характера, а зависит от экономической ситуации. Так, в результате ухудшения экологии природной среды и обострения экологических проблем некогда свободные ресурсы (например, чистая пресная вода, чистый атмосферный воздух) могут со временем стать менее доступными и в силу этого превратиться в экономические. Кроме того, при разных обстоятельствах один и тот же ресурс может выступать и как свободный, и как экономический. Например, песок, добываемый в строительном карьере, – это экономический ресурс, а песок, находящейся на морском побережье, – свободный.
Экономические ресурсы организации (предприятия) - совокупность источников, обеспечивающих осуществление хозяйственной деятельности вне зависимости от того, какие субъекты ее осуществляют, и в чем состоят их цели. Ресурсы используются коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, домашними хозяйствами, функционирующими в качестве основной единицы в сфере потребления.
Термин «ресурс» означает в переводе «вспомогательное средство». Ресурсы предприятия — это имеющиеся в наличии средства, обеспечивающие осуществление предпринимательской деятельности и достижение поставленных целей. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов является особым товаром на так называемых рынках ресурсов - рынка земли, рынка труда, рынка капитала.
Все разнообразие экономических ресурсов можно классифицировать в соответствии с различными подходами: 1) материальные ресурсы - земля, или сырьевые материалы, и капитал; 2) людские ресурсы - труд и предпринимательская деятельность.
Все экономические ресурсы организации (предприятия) обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Это означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития; имеют определенный предел и пахотные земли, и полезные ископаемые, и средства производства, и рабочая сила (рабочее время). Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен. Общественное производство не способно произвести, а, следовательно, и потребить весь объем товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность, взаимозаменяемость, взаимодополняемость и мобильность - это основные черты экономических ресурсов. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания - экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников. Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса - земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками. Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой. Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал - изменить технологию производства, так и знания - обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы.