Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Под профессионализмом, как правило, понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Уж на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.
Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания этики и психологии (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Д. Майстер, Е.С. Протанская, О.В. Одинцов, С. Дружилов, и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма.
Понятие профессионализма
Профессионализм – интегральная психологическая характеристика, отражающая уровень и характер овладения человеком профессии, являющейся показателем, что человек выполняет свою профессиональную деятельность на высоком уровне, определенно в данной профессии [10].
Так как профессионализм включает в себя высокие результаты труда человека, эффективное выполнение им своей профессиональной деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, наличие профессионально важных качеств у личности, то понятие «профессионализма» охватывает три стороны труда:
профессиональная деятельность;
профессиональное общение;
личность профессионала.
Профессиональная деятельность – это активность человека, направленная на реализацию профессиональных знаний и умений с целью получения результата, отвечающего потребностям личности, профессиональной группы, общества. Профессиональное общение направлено на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми для реализации профессиональных задач, повышения эффективности профессиональной деятельности. Личность профессионала – совокупность психических качеств, психических свойств, состояний человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности.
Профессионализм личности может быть реализован за счет высокого уровня развития у человека профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Е.А. Климов считает необходимым рассматривать профессионализм не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека [5].
Профессионализм, являясь свойством конкретного человека-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, одновременно реализуется как качество «надиндивидуальное», поскольку формируется с учетом профессиональных требований конкретной социально-производственной системы и обеспечивает ее воспроизводство, сохранение и развитие.
С.А. Дружилов выделяет следующие концептуальные предпосылки рассмотрения психологического феномена профессионализма. Профессионал – это человек в целом, и как индивид, и как личность, и как индивидуальность. Поэтому феномен профессионализм человека необходимо рассматривать во всех аспектах: индивидности, личности, субъектности и индивидуальности. Это относится к изучению становления профессионализма, его развития, а также к проявлениям профессиональных деформаций. Анализ профессионализма подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений С.А. Дружилов рассматривает профессионализм как свойство; как процесс; как состояние человека-профессионала. Остановимся на указанных аспектах подробнее [4].
Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.
Профессионализм, рассматриваемый как процесс имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.
Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:
а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, а результативность его деятельности недостаточно высока;
б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;
в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к акме — вершине профессиональных достижений;
г) стадию «послепрофессиопализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
Процесс становления профессионализма, как правило, характеризуется немонотонностью смены фаз и стадий.
Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в профессиональной адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2004. - 335с.
2. Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. - М.: Дашков и К, 2015. - 244 c.
3. Гравицкий, А. Основы деловой этики / А. Гравицкий. - СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2010. - 290с.
4. Дружилов, С.Профессионализм и профессиональная культура / Сергей Дружилов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 276 c.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. – 387с
6. Майстер, Дэвид Истинный профессионализм / Дэвид Майстер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 654 c.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2016. – 308 с.
8. Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2017. - 384c.
9. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие / Е.С. Протанская. - СПб.: Алетейя, 2013. - 288с.
10. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / Под ред. Кикотя В.Я. - М.: Юнити, 2018. - 640 c.