Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья в традиционной культуре русского народа является аксиологическим центром и исполняет ряд важных функций: продолжение рода, воспитание подрастающего поколения, условие экономической стабильности. Семья во все времена носила глубоко утилитарный характер, где определяющим фактором выступали хозяйственные нужды.
Принцип построения семейных отношений складывался из формы подготовки к браку и обрядовых действий. В основе обрядового поведения лежали представления. Семья воспринималась как ценностное образование, способствующее вхождению человека в мир людей и культуры . Таким образом, приобщение к социальной группе возможно только через семью, которая является носителем и транслятором социальных норм и ценностей, принятых в данном обществе.
Семья – социально-культурный феномен, в ней существует многообразие связей между родными и близкими. В семье есть потенциал, который формирует нового члена общины, этнической общности или государства.
Целью данной работы является рассмотрение семьи как изначального социально-культурного института.
1 Ценность семьи: исторический подход
В рамках традиционного общества институт семьи являлся прочным общественным базисом и сопровождался четко регламентированным обрядовым комплексом . Образование новой семьи сопровождалось ритуальными действиями (свадебный обряд), рождение ребенка сопровождалось ритуальными действиями (родовые обряды), смерть и погребение также сопровождались ритуальными действиями (похоронный обряд). Обрядовый комплекс показывает, какие события в жизни человека являются важными, знаковыми, переломными. Смысл жизни определялся семейными ценностями.
Социальные роли выстраивались в иерархию, основываясь на роли и положении внутри семьи.
Заключение брака было обязательным действием для человека. Смысл жизни основывался на продолжении рода, которое возможно только в браке. Семья и брак выступали гарантом экономической стабильности. В традиционной культуре русского народа уважали женатых мужчин, неженатых же не воспринимали в серьез, их роль и значимость среди общинников была незначительной. Женщина, вступившая в брак, также была уважаема односельчанами, так она потенциально могла теперь исполнить свое главное предназначение в жизни – стать матерью, продолжить род.
Традиционная культура отводит семье роль нравственной основы, регулятора правильного образа жизни. Таким образом, семья выступала и выступает частью национального самосознания.
В Средние века на Руси, к примеру, традиции и ритуалы семьи можно определить по «Домострою» - труду, в котором описаны правила, особенности поведения мужа, жены, детей в семье.
Согласно «Домострою», муж в определенных ситуациях может поучать, наказывать или даже побивать жену; после чего он непременно должен проявить любовь и сострадание. Однако он не должен делать это в присутствии других, при этом ни муж не должен обижаться на жену, ни жена - на мужа: «Но если, то плетью постегать, по вине смотря, да не перед людьми, наедине поучить, приговаривать и попенять, и простить, но никогда не обижаться друг на друга» .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананских И.А., Силантьева В.А., Кулева М. Трансформация традиционных семейных ценностей как угроза национальной безопасности // Юридическая наука: история и современность. – 2018. – No 1. – с. 40-46.
2) Сильвестр. Домострой. / Под ред. В. В. Колесова, В. В. Рождественской. СПб., 2007
3) Титова Т. А., Фролова Е. В., Крот Н. С. Значение брака и семьи в традиционной культуре русского народа//ВЕСТНИК КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ. 2019. № 2. С. 40-42
4) Троцук И.В., Парамонова А.Д. «Статус» института семьи в современном обществе и семейно-брачные ценности молодежи// Вестник РУДН. Серия: Социология, август 2016, том 16, № 3. С. 542-550
5) Шемякина М.К. Проблема аксиологии русской традиционной культуры // Наука. Культура. Искусство. –2017. – No1(13). –С. 44-50.