Фрагмент для ознакомления
2
История развития Греции является постоянным источником исследовательского интереса историков, философов, культурологов, социологов и этнологов. Это связано с высокой степенью самобытности греческой культуры и нации в целом. Вся история ее становления изначально характеризуется самостоятельностью и только собственным путем развития искусства, науки, религии и общества. Особый этап греческой историко-политической и культурной динамики признается первым, связанным с возникновением раннеклассового общества и образованием первого государства в 3-м тысячелетии до н.э., не только своим значением в определении остального хода исторического развития Древней Греции, но и своей поразительной двойственностью. С одной стороны, мы видим культурный расцвет новой нации. С другой стороны, мы можем наблюдать завоевание внешней политики. Социально-политическая двойственность крито-минойской цивилизации повлияла на характеристики древнегреческого государства.
Теоретическая часть
1. Проблема периодизации истории Древней Греции
Древнегреческая цивилизация прошла в своем развитии три основных этапа. Раннеклассовое общество и образование первых государств в 3-м тысячелетии до н.э.; становление и процветание полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (11-4 вв. до н.э.). Завоевание Персидского государства, образование эллинистического общества и государства. Первый этап древнегреческой истории отмечен возникновением и существованием раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и Балканах, в Южной Греции (преимущественно на Пелопоннесе).
В первых провинциях Греции важную роль играли до греческие местные жители. Критское (негреческое) население преобладало на Крите, где классовое общество и государство возникли раньше, чем в материковой Греции. Балканская Греция была оккупирована греками-ахейцами, прибывшими в конце 3-го тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из Подунавья. В истории Крита они называются минойскими (по имени царя Миноса, правившего Критом), а в континентальной Греции элладскими (от греческого названия - Эллада). Хронология минойского периода такова. Ранние минойцы (XXX - XXIII вв. до н.э.) - доклассовое племенное господство .
Среднеминойский или Старый дворцовый период (XXII-XVIII вв. до н.э.) - формирование государственных структур, возникновение различных социальных групп, письменность. Позднеминойский период или Новодворцовый период (17-12 вв. до н.э.) - Крит и создание критской морской державы, расцвет критского государства, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита. Материковая (Ахейская) Греческая Эллада Хронология: Ранняя Эллада (XXX - XXI вв. до н.э.) Господство первобытного родства, доэллинское население.
Среднеэлладский период (XX - XVII вв. до н.э.) - Расселение греков-ахейцев на юге Балканской Греции в конце периода распада родоплеменных отношений. Позднеэлладский период (16-12 вв. до н.э.) - возникновение раннеклассовых обществ и государств, появление письменности, расцвет и падение микенской цивилизации. На рубеже II - I тысячелетий до н.э. В балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические изменения. С 12 века до н.э. Племена дорийских греков начали вторгаться с севера и жили племенным строем. Ахейские народы чахнут и умирают, социальные структуры упрощаются, буквы забываются. На греческих территориях (в том числе и на Крите) происходит перестройка первобытных родоплеменных отношений, снижается уровень социально-экономического и политического общественного развития. Таким образом, новый этап в истории Древней Греции — Полис — начинается с растворением родоплеменных связей, установившихся в Греции после гибели ахейцев и нашествия дорийцев.
Классический период греческой истории (V - IV вв. до н.э.) - время расцвета древнегреческой цивилизации, рационального хозяйства, государственного строя и греческой культуры. Греческий полис возник в середине IV века как суверенное небольшое государство со специфическим социально-экономическим политическим устройством, обеспечившим быстрое развитие производства, формирование гражданского общества, республиканскую форму правления, замечательную культуру.
2. Великая греческая колонизация
Великая колонизация Греции не была хаотичным перемещением греков за границу в поисках счастья и лучшей жизни. Она была организована и управлялась, и будущие поселенцы представляли, куда они смогут отправиться, какие земли и территории они займут, климатические условия этих мест и т. д. Городские власти организовывали разведочные экспедиции, ответственного лица для основания новых колоний и организации выезда групп переселенцев. Именно он первым организовал межевание и распределение сельскохозяйственных угодий на новых землях, реализовывал планы и руководил строительством поселений для переселенцев.
Греческие колонии основывались на плодородных землях и в удобных для проживания местах. Как правило, они располагались на побережьях с хорошими гаванями. Прибыв на место, поселенцы разделили землю поровну между городом и его окрестностями, как полями, так и лугами. Они окружили город стенами, построили храмы богам, построили жилища.
Новый город был совершенно независим от города, из которого приплыли переселенцы. Самым известным из крупных городов был Милет в Малой Азии. В истории великой греческой колонизации можно выделить три направления. Первое направление – запад. Первыми колониями, основанными греками на западе, были поселения острова Питекса и города Кома (Кампания), выведенные примерно в середине 8 века. э. Вскоре были основаны города, превратившиеся в самый крупный и процветающий полис в Западной Греции: Сиракузы (733 г. до н.э.), Занкла (730 г. до н.э.), позже переименованные в Мессану, и Регий (720 г. до н.э.), Тарент (706 г. до н.э.), Сибарис, Кротон, Гера, Селинунт, Акрагант. Один из крупнейших торговых и ремесленных центров Греции на Балканах, город Коринф был особенно активен в западной колонизации. Для него характерно раннее формирование полицейской системы и новой экономики .
Вторым направлением колонизационного движения греков был северо-восток, благодаря которому греки контролировали северное побережье Эгейского моря, район проливов и побережье Черного моря. Наконец, в результате южного и юго-восточного направления колонизации греческие колонии были созданы на южном побережье Малой Азии и на средиземноморском побережье Северной Африки (Египет). Основными из них были первые два направления великой греческой колонизации.
За почти три столетия архаичных времен грекам удалось контролировать большую часть побережья Средиземного моря, весь Причерноморье и часть Азовского моря. Им удалось обосноваться в районе Гибралтара на западе и дойти до устья реки Танаис (современный Дон) на северо-востоке. На египетской территории была основана греческая колония в Наукратисе. На территории древнего сирийского города обнаружено поселение греческих купцов. В принципе все территории, колонизированные греками и занятые колониями, прилегали к побережью или вблизи него. Это приводит великого философа Платона к метафорическому сравнению греческих колоний, разбросанных по морскому побережью от Кавказа до Гибралтара, с лягушками, сидящими вокруг прудов, под Средиземным морем и Черным морем.
Благодаря великой греческой колонизации Греции были частично сняты экономические, политические и социальные проблемы, экономическая политика вышла на новый качественный уровень, а греческая торговля стала подлинно интернациональной, приобрела характер. Многие греческие колонии развивались как экономические центры намного раньше, чем крупные города.
3. Проблема становления греческого полиса
Греческий полис формировался как сообщество граждан, занимавшихся земледелием. Этот вид гражданской активности был основой экономической политики. Эта политика, основанная на материальной собственности, проявлялась в двух формах: государственной и частной.
Определенные категории земель были общественными землями. Только граждане имели право владеть землей на территории полиса. Этот «принцип монополии» был политикой, которая ограничивала владение землей только гражданами, и был основным принципом древнего гражданского общества. Этим объясняется широкая огласка всех сделок с землей. В спорных случаях полис становился наследником земельного участка. Таким образом, коллективный полис граждан был одновременно верховным собственником и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Поэтому очень часто бывают случаи общественного недовольства, когда возникают требования о перераспределении земли между гражданами. Такое отношение к землевладельцам привело к формированию полисно-политического строя, когда политические права предоставлялись только землевладельцам. Спарта, и многие другие полисы Греции, вынуждены вмешиваться в общественную жизнь. Политическими правами пользовались и те, кто по каким-либо причинам лишился земельных наделов. Однако в обществе владение землей было требованием социального престижа и, таким образом, было доминирующей тенденцией. Например, в афинской практике оратор или стратег не мог пользоваться доверием народа, если он не был землевладельцем .
Заявленные требования к политической жизни подлинного древнегреческого политика привели к тому, что все граждане были равными соучастниками в политической жизни.
Произошел переход от варварства к цивилизации в результате новых экономических процессов. Архаические времена укрепили статус города-полиса. Произошло экономическое и политическое отделение полисов от деревень и их подчиненных. Развитие товарно-денежных отношений сформировало политический ландшафт развития Греции с 8 по 6 век. до н.э.
Греческая демократия возникла из укрепленных поселений гомеровской эпохи - политика получила свое название. Как отмечали античные историки, такая политическая консолидация и политическая консолидация также были связаны с естественным приростом населения. Практиковались общественные объединения - синойкизм (со поселение) - сопротивление враждебным силам.
4. Рабство в Древней Греции
Уже в гомеровские времена рабство было нормой. Победители порабощали своих пленников, продавали их или отпускали, заплатив определенный выкуп. Морской разбой также был связан со многими случаями порабощения. Но рабов было не так много. В основном они были ориентированы на домашнюю жизнь и представляли собой предметы роскоши. Более того, большинство рабов в ту эпоху были греками и были захвачены в плен в войнах между греческими полисами, что повлияло на отношение хозяев к рабам. Последние часто пользовались доверием своих хозяев. За долгую и усердную службу их часто выпускали на волю и награждали поместьями. Только положение некоторых рабов (например, алетридов - рабов, перемалывающих зерно ручными мельницами) было действительно тяжелым.
Со временем пропасть между господами и рабами начинает расширяться, и количество последних постепенно увеличивается. Немногие семьи в Афинах, даже самые бедные, имели хотя бы одного раба. У богатых людей было не менее 50 рабов.
В целом источники рабства были такими же, как и везде: естественное распространение, войны, грабежи на море, похищение детей, работорговля, торговля детьми (везде, кроме Афин
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарышев, А. Слово о Греции. Эхо Эллады / А. Агарышев, Ю. Селиверстов. - Москва: Мир, 2016. - 933c.
2. Белох, Ю. История Греции. В 2 томах (в одной книге) / Ю. Белох. - Москва: Наука, 2019. -586 c.
3. Ботсвейн Т. Греция. История страны/ Т. Ботсвейн, К. Николсон; пер. с англ. Т. Мининой. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 512 с.: ил. – (Биографии Великих Стран). Греция. – М.: ООО «Издательство «Вокруг Света», 2006. – 272 с.
4. Бузескул, В. П. История афинской демократии: Введение. Начало / В.П. Бузескул. - Москва: Наука, 2008. - 122 c.
5. Валлон, А. А. История рабства в античном мире в 2 т. Т. 1. Рабство в Греции / А. А. Валлон; переводчик С. П. Кондратьев. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 297 с. — (Антология мысли).
6. Миронов, Владимир Борисович (1940-). Древнегреческая цивилизация / В. Б. Миронов. - Москва; ОАО Московские учебники: Новый учебник, 2010. – 669.