Фрагмент для ознакомления
2
Среди известных ученых XX в., которые получили довольно широкое признание не только в Российской, но и в зарубежной психологии, несомненно, должен быть назван А.Н. Леонтьев (1903—1979). Следует отметить, что фундаментальные труды по изучению психогенеза, развития деятельности и сознания личности вызывают всегда интерес как ученых человекознания, так как и методологов и историков психологии.
Актуальным является также исследование его жизнетворчества с учетом как хорошо известных общепсихологических и психолого-педагогических аспектов его наследия, так и малоизученных науковедческих, инженерно-психологических, эргономических и рефлексивно-акмеологических аспектов.
Цель работы: на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы изучить традиция А.Н. Леонтьева: личность – деятельность – смыслообразование.
Задачи контрольной работы:
1. Изучить традиция А.Н. Леонтьева: личность-деятельность-смыслообразование.
В контрольной работе широкое применение находят языковые конструкции, связывающие структурные части контрольной работы.
Структура работы, исходя из ее цели и задач, состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
1. Традиция А.Н. Леонтьева: личность – деятельность – смыслообразование
1.1.Личность в понимании А.Н. Леонтьева
Личность, в понимании А.Н. Леонтьева, формируется в социальной среде, в которую индивид вступает при своей деятельности. Ключевое место в данной концепции занимает категория деятельности, так как она является первостепенной единицей психологического анализа личности. Также Леонтьев проводит границу, разделяющую понятия личность и индивид, где индивид – это биологический продукт «…филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе» [3, 4].
Личность же – совокупность приобретенных в результате деятельности качеств, «…личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ждан А.Н. Становление традиций отечественной психологии: петербургские (ленинградские) и московские научные школы / А.Н.Ждан // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 16 Общая психология. История психологии. 2015 №1. с. 74 – 80.
2. Зеер, Э. Ф., Павлова А. М. Прикладные аспекты общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева (к 100-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева) – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18244456_72822244 (Дата обращения: 16.02.2023)
3. Иванников В.А. Основы психологии: Курс лекций. М.: Питер, 2010. 327 с. 4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с
4. Иванников В.А. Психологические механизмы воле вой регуляции. М.: Питер. 2006. 203 с.
5. Леонтьев, А.H. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2005. – 431 с.
6. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999 – 429 с.