Фрагмент для ознакомления
2
Задача №1
Условия задачи: Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории муниципального образования, не был допущен местной администрацией к участию в публичных слушаниях. Глава местной администрации сослался на отсутствие международного договора между Российской Федерацией и государством, гражданином которого являлся данный иностранный гражданин. Возражения иностранного гражданина были основаны на федеральном законе, которым предусмотрено право осуществления местного самоуправления иностранными гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территории муниципального образования.
Разрешите спор. Ответ нормативно обоснуйте.
Решение задачи:
Исходя из условий задачи, иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории муниципального образования, не был допущен местной администрацией к участию в публичных слушаниях (которые, согласно ФЗ №131, представляют собой одну из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления) по причине отсутствия международного договора между Российской Федерацией и государством, гражданином которого являлся данный иностранный гражданин.
Однако такой ответ главы местной администрации является неправомерным по следующим причинам.
В ст. 62, п. 3 Конституции РФ говорится, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Относительно участия граждан в публичных мероприятиях российское законодательство признает такое участие как составную часть конституционного права на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований.
Такое право является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства на общефедеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В силу этого перечисленные конституционные свободы относятся к категории политических прав и свобод, субъектами которых выступают в основном граждане России.
Вместе с тем, если по Конституции Российской Федерации право на свободу собраний, митингов, демонстраций и пикетирования, прежде всего, принадлежит только ее гражданам, то Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения.
Так, ст. 21 Международного пакта гласит, что признается право на мирные собрания.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
2. Европейская хартия местного самоуправления : принята Советом Европы 15 октября 1985 г.: ратифицирована Федеральным Собранием: федеральный закон [11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 15. - Ст. 1695.
3. О гражданских и политических правах : международный пакт от 16 декабря 1966 года / (Резолюция 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994. № 12.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства. - 2003.